Из шести уральских областей сделают один субъект

 Из шести уральских областей сделают один субъект

Как известно, недавно, Совет Федерации одобрил закон "О порядке принятия в состав России и преобразований в ее составе нового субъекта". Как теперь могут измениться границы областей в Зауралье? Об этом с корреспондентом "Уралинформбюро" побеседовал член Совета Федерации от Курганской области Андрей Вихарев.

- Андрей Анатольевич, многие эксперты, рассуждая о территориальном переустройстве России, всякий раз, словно в бетонный забор, натыкались на Конституцию России, которая определяет количество субъектов в составе РФ - 89. Ликвидация любого из них не стыковалась с нормами Основного Закона. И тут вдруг появляется новый закон, в котором прописана возможность объединения соседних регионов.

А.Вихарев: - Ну, во-первых, не вдруг. Тот, кто серьезно занимается этими проблемами, был в курсе подготовки данного законопроекта. Отсюда, собственно, и тема Курганской области появилась на страницах СМИ. (На протяжении всего 2001 года этой области не раз сулили присоединение то к Свердловской, то к Челябинской области, а то и вовсе раздел между двумя этими регионами-донорами - прим. «Уралинформбюро»). Во-вторых, меня лично пугает такая скоропалительность в суждениях журналистов: вот сенаторы приняли закон и теперь уж точно пяток самых отсталых областей "секвестируют", да простят меня за этот модный ныне термин. И вот уже на пальцах начинают прикидывать - Курганская, Костромская, а к ним те пять субъектов, которые Минфин недавно объявил банкротами - уже семь, кто следующий?

Взглянем с учетом нового законопроекта на положение вещей более масштабно. Сейчас кроме 89 субъектов Федерации в России реально существуют 7 федеральных округов. В их живучесть еще год назад мало кто верил. Но теперь, когда с президентского Указа о создании округов прошло полтора года, сомневающихся что-то не видно. Много, если помните, было и дискуссий, что, мол, президент не так регионы в округа распределил, да не тех полпредов назначил. Время, как известно, лучший судья. Округа состоялись. А теперь давайте сложим все плюсы двух автономных округов и четырех областей, составляющих Уральский федеральный округ. Нефть, газ, залежи природных ископаемых, металлургия, машиностроение, ОПК, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь, наука. Любая страна мира, имея такой арсенал, строила бы безоблачные прогнозы. Но при всем таком богатстве каждый регион по-прежнему сам за себя, каждый губернатор отвечает за положение дел в своей губернии. И, к сожалению, призывы к экономической интеграции российских земель чаще всего остаются тезисами докладов.

- Пожалуй, за одним исключением - в этом году новое звучание получили интеграционные процессы Тюменской области и двух автономных округов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого. Это ли не модель внутрирегиональных связей?

А.В.: - Да, "тюменская матрешка" вновь стала зоной эксперимента, но в отличие от центробежных 90-х годов, сейчас здесь доминируют центростремительные процессы. Экономика, как, впрочем, и политика требует компромисса. Как только в сложносоставной Тюменской области утихли споры о "пальме первенства" среди трех субъектов Федерации, когда-то составлявших одну область, оживился разговор о едином экономическом пространстве. Ну, не растет пшеница на Ямале, а газ на юге области можно найти только в газопроводе, который начинается почти на полярном круге. С этим нужно смириться, из этого нужно сделать правильные выводы - каждый субъект должен развиваться, используя свою уникальность, но без финансовых перетоков этот процесс будет медленным. Мой долгосрочный прогноз - в Уральском федеральном округе будет именно так - одна экономика, один бюджет.

- Андрей Анатольевич, не слишком ли революционную перспективу Вы рисуете?

А.В.: - Я сразу хочу оговориться - сейчас мы говорим не о статус-кво территориального устройства, а о возможных грядущих изменениях, исходя из тех экономических интересов России, которые именуются государственными. Давайте взглянем на бюджеты 2002 года ряда субъектов УрФО. Свердловская и Челябинская области - доноры федеральной казны - стремятся сверстать свой бюджеты без дефицита, нефтяная кладовая России - Ханты-Мансийский автономный округ - еще один регион-донор - впервые за многие годы готов утвердить дефицитный бюджет, а Курганская область принимает профицитный бюджет!

Я не берусь пока судить, до чего договорилась делегация УрФО во главе с уральским полпредом президента Петром Латышевым в ходе своего визита в Великобританию, но уверен, что контуры инвестиционной привлекательности всего округа, а не каждого субъекта по отдельности стали проступать. И это мероприятие, прошедшее накануне визита в Лондон Владимира Путина, можно также считать знаковым в формировании новой региональной философии. Для зарубежных инвесторов не прошел незамеченным "парад суверенитетов". Любой российский регион, кроме, пожалуй, Москвы, потенциально опасен для них местными законодательными актами, местечковыми правилами игры, даже межрегиональными экономическими конфликтами типа карабашского, когда экономические и политические элиты Свердловской и Челябинской областей оказались втянутыми в хозяйственный спор вокруг "Карабашского медеплавильного комбината". Им более понятна политика российского президента, впрочем, как и россияне определяют политику США не по действиям губернатора Канзаса, а по заявлениям президента Джорджа Буша. Следующим в российской иерархии между В.Путиным и губернаторами, с точки зрения зарубежного бизнеса, стоят полномочные представители главы государства. Они проводят в семи округах политику президента и, стало быть, являются для инвесторов залогом соблюдения российского законодательства на местах. Потому зарубежный капитал будет ориентироваться в своих действиях на округа и презентация УрФО в Великобритании способствовала именно этому. Обратите внимание даже на такой факт - губернатор Свердловской области Эдуард Россель нашел общий язык с Петром Латышевым незадолго до лондонского визита, где символическая сборная шести губернаторов округа выступала во главе с полпредом. Вот вам экономическая модель, которую Кремль "экспортирует" на Запад, но при нынешней российской прозрачности не может быть и речи о двойном стандарте - внешнем и внутреннем.

- А не проще ли разделить Зауралье между Свердловской и Челябинской областями, которым не хватает сельхозпродукции?

А.В.: - Для того, чтобы не возникало таких волюнтаристских схем, я предлагаю всем желающим внимательно прочитать принятый Советом Федерации закон. В нем четко говорится, что вопрос о воссоединении пограничных субъектов первоначально решается на проводимых в них референдумах. Судя по Вашим словам, часть Зауралья должна голосовать за присоединение к Свердловской области, вторая часть - к Челябинской, а третья - к Тюменской. Хотелось бы в таком случае знать, к кому отойдет непосредственно Курган? Проведение такого зауральского референдума просто немыслимо.

Я убежден, что шесть субъектов УрФО в конечном счете станут единым территориальным образованием. В этом заключается логика эволюционных процессов в России. Именно эволюционных, потому что сломя голову в таких вопросах поступать нельзя. Но и загонять проблемы в тупик далее убийственно для регионов. Тот же бюджетный процесс, контроль за движением казенных средств сразу в 89 субъектах крайне затруднителен. Создайте один консолидированный окружной бюджет - и финансовые потоки станут более прозрачны, и более логичны. Выстроятся и товарные потоки. Решится проблема с едиными энерготарифами. Каждый регион сможет внести в общую копилку свой уникальный вклад и взять из нее недостающее. Ту же Курганскую область нельзя воспринимать только, как "окружной огород". Напомню, что в Долматовском районе области находится уникальное урановое месторождение. Для Белоярской атомной электростанции, расположенной в Свердловской области, - это гарантированный сырьевой источник, а для округа в целом - энергообеспеченность в будущем. И таких выгодных межрегиональных связок в УрФО - не перечесть.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram