Основным лейтмотивом большинства выступавших на объединительном съезде «Единства» и «Отечества» являлся тезис: мы не являемся партией власти, но мы должны ею стать. Однако на съезде проявились все признаки, присущие партии власти образца «поздней КПСС»: что наводит, во-первых, на мысль о «руководящей роли» нового политического объединения, во-вторых, о недолговечности выполнения ею этой роли.
На съезде было очевидно, что партийные деятели – в большинстве своем крупные региональные чиновники – не видят разницы между партийной и государственной службой, между партийными и государственными структурами. За место в руководящих органах новой партии они бьются куда ожесточеннее, чем за хорошее кресло в исполнительной власти: Приморский край не смог разделить «по справедливости» 5 мандатов и потому прислал только 4 делегатов, а делегатов, избранных от Кемеровской и Томской областей, Карачаево-Черкесской республики и республики Тыва, не утвердила Мандатная комиссия съезда!
В центральных органах места между представителями «Единства», «Отечества» и «Всей Россией» поделены достаточно корректно, та же «политкорректность» чувствовалась и в предоставлении слова для выступлений на съезде, но на местах будет вестись жесткая борьба, и, скорее всего, безрезультатная: судьба «партии власти» (как бы она сама себя ни называла) незавидная.
Пока же партия выглядит вроде бы и мощно (в работе съезда участвовали 31 губернатор, 167 депутатов Госдумы, 33 члена Совета Федерации), но несколько карикатурно.
Вспоминается известная фраза о том, что у нас в стране какую партию ни строй – все равно КПСС получишь. В данном случае, кажется, ставилась именно задача построения КПСС.
В Высший Совет партии вошли два министра, главы 6 субъектов Федерации, четыре представителя руководства Госдумы, а также – в лучших традициях – представители творческой (Александр Калягин) и технической интеллигенции (Юрий Соломонов), медицины (Валерий Шумаков), спорта (Александр Карелин и Алина Кабаева). Соблюдены пропорции присутствия женщин (2 из 17 членов Совета) и военных (маршал Советского Союза Виктор Куликов). Как видим, нормы совершенно КПССовские, не хватает представителей рабочего класса и крестьянства непосредственно «от станка» и «от сохи». И все голосования проходили в духе КПСС: единогласно, без высказываний «против» и даже без воздержавшихся.
Генеральный Совет новой партии состоит почти сплошь из депутатов Госдумы, а его секретарем стал Александр Беспалов – заместитель полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе.
Что касается политсовета партии, то его будущая работа представляется особенно неэффективной, если представить себе сотрудничество таких его членов как Владимир Брынцалов и Елена Вяльбе, Сергей Говорухин и Сергей Шахрай, Екатерина Лахова и Валерий Комиссаров.
То, что создаваемая партия является «партией власти», очевидно для всех ее участников, чтобы они ни заявляли. А вот в ее низкой жизнеспособности им еще предстоит убедиться.