Как уже сообщало АПН, в последние дни активизировалась борьба за кресло главы Министерства путей сообщения. Сегодня мы можем сообщить дополнительные пикантные подробности затянувшейся железнодорожной драмы.
Известно, что в споре за МПС сошлись три группировки. Первую возглавляют премьер-министр Михаил Касьянов и глава президентской администрации Александр Волошин. Именно стараниями премьера Николай Аксененко возвратился на один день из отпуска и присутствовал на заседании правительства в минувшую среду. По данным источника АПН, он появится на заседании кабинета министров и в следующую среду. Эта группа хотела бы законсервировать ситуацию в МПС до того, как удастся пролоббировать свою кандидатуру, - Михаила Синелина, ныне заместителя руководителя секретариата премьера.
При этом если Касьянову и Волошину удастся выиграть время, у них будет возможность подготовить своего «кадра», но и продавить свой вариант образования РАО «Российские железный дороги» (РАО «РЖД»). В основе их стратегии - намерение трансформировать МПС из естественной монополии в обычную крупную компанию, каковой является, к примеру, РАО «ЕЭС России» в энергетической отрасли.
Сам Аксененко уже не имеет шансов возглавить эту структуру. Источник АПН в президентских структурах не исключает, что главой РАО «РЖД» станет сам Волошин.
Вторая группировка, которая имеет собственный взгляд на реформу МПС – «силовики»: директор ФСБ Николай Патрушев Патрушев, зам. главы АП Игорь Сечин, – намерена как можно скорее отправить Аксененко в отставку и добиться назначения на это место его злейшего врага, бывшего руководителя Октябрьской железной дороги, а ныне члена коллегии Минтраспорта Кузнецова.
Третья группировка – так называемые «питерцы-либералы». Это глава МЭРТ Герман Греф, министр природных ресурсов Виталий Артюхов, министр транспорта Сергей Франк. Впрочем, здесь тоже нет полного единства. Стои отметить, что сейчас Минтранспорта реально контролирует одну четвертую всего транспорта, и его главе весьма хотелось бы расширить сферу своей компетенции.
Франк считает необходимым добиваться упразднения МПС, с дальнейшей трансформацией его в департамент Министерства транспорта во главе с Николаем Слюняевым. Сегодня он первый заместитель главы Минтранспорта, прямой подчиненный Франка.
Греф же предпочел бы оставить в МПС все, как есть, сменив лишь его главу. То есть, сохранив непрозрачность затратного министерства, получить контроль за финансовыми потоками МПС. Впрочем, сейчас, тактически, он поддерживает Франка, хотя бы для того, чтобы нейтрализовать усилия двух других группировок.
Вполне очевидно, что борьба за контроль над огромными финансовыми потоками, - железнодорожный транспорт дает 6 % ВВП (все остальные – не более 2%), - будет жесткой и продлится не один месяц.