Решения, которые принимались правительством Михаила Касьянова о снижении нефтедобычи сначала на 30, затем на 50 тысяч баррелей, по мнению эксперта, носят символический характер. Орлов считает, что такая «выжидательная тактика России» связана с ее намерением дождаться согласования позиций всех сторон – и Запада, и стран ОПЕК, а также Мексики и Норвегии.
Сегодня страна, по словам политолога, оказалась на развилке двух направлений. Она может пойти по пути «осторожного» сокращения объемов добычи нефти, на что рассчитывают страны Запада. Российское руководство, как отмечает политолог, не раз заявляло в четвертом квартале о подобном решении, которое в действительности не реализовывалось. В этом случае страна сможет выйти из ценового кризиса с минимальными потерями.
Однако Россия, подчеркивает Орлов, не должна следовать в фарватере ОПЕК. Реально сократив нефтедобычу, она попадет в виток кризиса. К тому же, однажды подчинившись, она потеряет самостоятельность. Вместе с тем эксперт считает, что российские власти могут поддержать позицию ОПЕК позже и в меньших объемах, чем того бы хотелось странам-экспортерам, входящим в нее. Кроме того, существуют внутренний фактор, препятствующий существенному сокращению объемов нефтедобычи. Это наличие частных нефтяных компании, интересы которых нельзя не учитывать.
В каком направлении пойдет Россия, эксперт прогнозировать не берется. С любой точки зрения изменение цены на нефть, по его словам, скажется на ее экономику негативно. Уже изменился курс рубля по отношению к доллару. Если говорить о бюджете, появляется проблема дополнительных доходов. Ситуация пока не предполагает фатальной перспективы, однако и первый, и второй пути таят в себе немало угроз. Эксперт полагает, что «России следует избрать разумную срединную линию - между двумя крайними позициями. То есть между 50 и 200 тысяч баррелей остановиться на 80-120. Это будет более предусмотрительно как с точки зрения бюджета, так и стран ОПЕК и Запада».