Эксперт отмечает, что в условиях отсутствия в Афганистане легитимного правительства, признанного в соответствии с международными нормами, и отсутствия контроля над афганской территорией у действующего руководства страны, Северный альянс, тем не менее, не пользуется широкой поддержкой международной антитеррористической коалиции, у которой еще нет единого мнения относительно политического будущего этого государства.
По мнению Федорова, США и Пакистан не ожидали быстрой победы над талибами, и еще не успели выработать своей альтернативы управления Афганистаном. Тем не менее, их позиция известна: Северный альянс не может рассчитывать на поддержку Америки, чтобы получить большинство мест в новом правительстве. Штаты сегодня намерены, во-первых, как можно скорее сформировать совместно с Пакистаном альтернативную «пуштунскую» силу – виртуальный Южный альянс. Во-вторых, обеспечить ввод на территорию Афганистана международных миротворческих сил и вывод сил Северного альянса.
«Россия же, - подчеркивает Федоров, - напротив, заинтересована в том, чтобы Северный альянс окончательно утвердился в Афганистане, взял под свой контроль стратегические центры страны и мог влиять на поствоенное правительство». В этом состоит главное противоречие в интересах России и США. Политолог не исключает, что, если Штаты не смогут реализовать американо-пакистанский проект, они попытаются расколоть Северный альянс изнутри, где уже наметилось межлидерское соперничество Дустума, которого поддерживают узбеки, и Фахима с таджиками. Кроме того, противостояние узбеков и таджиков обострило также межэтническую проблему внутри альянса.