Визит Джорджа Буша в Грузию от начала и до конца носил характер символического ритуального действа. Никаких конкретных проблем в его ходе не решалось. Американский президент не сказал ничего нового ни об Абхазии и Южной Осетии, ни по поводу вывода российских военных баз, чего ждали многие в Тбилиси. Зато произносилось много слов о свободе, и новой расстановке сил в мире. Апофеозом визита стал хорошо поставленный спектакль на площади Свободы, в ходе которого 150 тысяч грузин восторженно приветствовали Буша и Саакашвили. В итоге обе стороны остались довольны. Пиар-акция удалась на славу.
Геополитика от президента Миши
Перед нынешней американской администрацией стоят серьезные внешнеполитические проблемы, прежде всего — война в Ираке и испорченные отношения с европейским сообществом. На этом фоне важно было продемонстрировать успехи на другом геополитическом фронте — на постсоветском пространстве, где американцы добились наиболее впечатляющих успехов. Выбор пал на Грузию, страну первой цветной революции в СНГ, с тотально проамериканской элитой, проявившей максимальное рвение в деле служения заокеанскому хозяину.
Грузины оказали американскому президенту восторженный прием. Картинку с ликующими массами на площади передали все ведущие мировые телеканалы. И никаких антиглобалистов или противников войны в Ираке, которые устроили бы шумные демонстрации протеста в любой западной стране.
Саакашвили, в свою очередь, стремился закрепить за собой статус основного проводника американской политики в регионе. Сам факт визита, которого грузинские власти добивались еще со времен Шеварднадзе, подтвердил основательность его притязаний. Теперь Грузия может носить почетное звание первой моськи Вашингтона.
Выступая перед массовкой в Тбилиси, оба президента на мелочи не разменивались и говорили о геополитике в духе старика Бжезинского с использованием обычного набора мифов о необходимости установления демократии во всем мире под присмотром "большого брата". Причем Саакашвили оказался куда радикальнее Буша: "Мы все вместе несем ответственность перед распространением демократии во всем мире — начиная с Белоруссии, в которой народ заслуживает свободы. Мы стояли рядом с украинским народом, и мы будем стоять рядом со всеми народами, начиная с Северной Кореи или Кубы". Остапа понесло. "Грузия будет главным партнером Америки в деле распространения демократии на постсоветском пространстве и на Ближнем Востоке. Это — наше предложение Вам, господин Президент!".
Конечно, геополитические игры Саакашвили — это пародия, фарс. Мировые амбиции лидера маленькой бедной кавказской страны невозможно воспринимать всерьез. Тем не менее, Грузия уже активно участвует в проекте "Pax Americana". Грузинские солдаты участвуют в иракской войне. Причем Грузия послала больший контингент, чем многие страны НАТО.
Отправка пушечного мяса в Ирак — весьма сомнительное достижение. Вызывающая все больше протестов во всем мире, зашедшая в тупик иракская война крайне непопулярна. Даже партнер Саакашвили по цветной революции Виктор Ющенко предпочел вывести оттуда украинские войска. Но гробы с телами солдат, погибших вдалеке от дома ради амбиций "партнера" Буша-младшего еще не самое худшее, что может ждать Грузию. Возможно, за звание первой моськи Вашингтона придется заплатить куда более дорогой ценой.
Джихад против Грузии
Президент Миша затеял крайне опасную игру. Дальнейшее партнерство с американцами неизбежно приведет к конфронтации его страны с исламским миром. Есть все основания полагать, что джихада против Грузии режим Саакашвили не выдержит.
Грузия во всех отношениях удобная цель для исламских радикалов. Во-первых, это слабый противник. Спецслужбы заняты фабрикацией заказных дел против бизнесменов и переделом собственности. Армия ничего не может сделать даже с вооруженными чем попало ополченцами (как показали события августа прошлого года в Южной Осетии). В органах власти процветает коррупция. Во-вторых, Грузия уязвима в силу своего географического положения. Она находится в кольце исламских территорий, среди которых — республики российского Северного Кавказа, Турция, Иран и Азербайджан. Внутри страны также есть и собственное мусульманское население — в Аджарии, на территории долгое время находившейся под властью Турции. Кстати, поскольку мусульмане из горных сел Аджарии были основной опорой режима Аслана Абашидзе, они настроены крайне негативно по отношению к нынешним грузинским властям. В-третьих, грузинская государственность крайне непрочна. Современная Грузия — не более, чем конгломерат различных народов, мало что общего имеющих с центральной властью. Есть все предпосылки для ее развала.
И, наконец, удар по марионеточному режиму Саакашвили будет ударом и по самой Америке, по ее претензиям на мировое господство. Он будет носить столь же знаковый характер, как теракты на территории США. И если исламисты обратят свои взоры на Грузию, никакой Буш не спасет президента Мишу, которому останется только свалить обратно в Гарвард и читать там лекции о революции роз. Если успеет.
Прецедент Путина
Но главным врагом "свободной Грузии" по-прежнему числится Россия. В своей программной речи на площади Свободы Саакашвили не упустил возможность сделать очередной оскорбительный выпад в отношении России и русских: "Не было в мире ни одной империи, которая бы не принесла сюда кровь, разрушения, попытки уничтожения грузинского народа. Эти стены помнят римлян, византийцев, османов, персов, монголов, русских. Но никто из них не смог уничтожить наш гордый народ".
Конечно, за эти слова тем грузинам, кто помнит свою историю, должно быть стыдно. Наверное, не стоит напоминать общеизвестные факты, что Грузия добровольно вошла в состав России, еще и не сразу взяли. А также — о том, что и в Российской империи, и в СССР грузины имели все шансы выдвинуться на самые высокие должности. Об уничтожении или какой-либо дискриминации "гордого народа" речи никогда не шло. Наоборот, в советское время в состав Грузии включили Южную Осетию и Абхазию, причем последняя подверглась насильственной грузинизации. А в период наибольшего величия нашей страны ее возглавлял именно грузин. Но все это уже не важно для президента Саакашвили, который, помнится, заявлял, что гордится, что родился в один день с Иосифом Сталиным.
Нападками на русский народ Саакашвили не ограничился, и использовал визит Буша, чтобы вновь поднять тему вывода российских военных баз в Ахалкалаки и Батуми. Американский президент отделался общей фразой: "Я знаю, что Россия желает работать с Грузией по выполнению стамбульских соглашений", оговорившись при этом, что обсуждал этот вопрос с Владимиром Путиным в Москве. О том, что кроется за этими словами, пояснили журналисты "Коммерсанта". По их данным, во время встречи с Бушем Путин попросил его повлиять на Саакашвили, чтобы найти компромисс по срокам вывода российских военных баз.
Таким образом, российский президент создал прецедент: он признал "вашингтонский обком" основным центром власти на постсоветском пространстве. Даже спорные вопросы с соседними государствами теперь решаются заокеанским начальством. Более унизительную ситуацию для России трудно себе представить. Это — еще один рубеж отступления после согласия на инспекцию американцами российских ядерных объектов.
Видимо, проблема России не в Саакашвили, и даже не в "вашингтонском обкоме", а в несамостоятельности и слабости нашей власти. Слабых бьют. Пинать Россию с ее беспомощным президентом стало прямо-таки модно. За последние месяцы мы стали свидетелями целого ряда этих оскорбительных ударов со стороны Грузии, Польши, прибалтийских "карликов". Наиболее неприятны даже не сами нападки, а именно привязка к дате 60-летия великой Победы. 1945 — год триумфа Советского Союза. В 2005-ом Грузия и Литва указывают России на ее место в мире, и она покорно терпит все это.
Вопрос, до каких пор будет продолжаться отступление нашей страны, больше не актуален. Очевидно, что нынешнее руководство РФ готово пойти на все, вплоть до полной утраты страной суверенитета в обмен на лояльность Вашингтона и возможность в случае чего бежать из страны на Запад.