По словам Бориса Кагарлицкого, никаких сюрпризов или сенсаций во взаимоотношениях России и Запада не произошло ни до, ни после шанхайского форума. Политолог считает, что СМИ и комментаторы ошибочно принимали патриотические заявления Путина о необходимости вернуть России статус великой державы за чистую монету. «Ничего не меняется, подчеркивает эксперт, – у России как не было, четкой внешней политики, если не считать заявления патриотического характера, которые делаются для того, чтобы заморочить голову публике и заставить ее уважать власть».
Между Россией и Америкой, полагает эксперт, серьезных отношений не существует. Тем не менее, сегодня у Вашингтона есть конкретные дела в Москве: не позволить РФ иметь собственную позицию, поставив ее по стойке смирно, как Узбекистан или Пакистан с тем, чтобы обеспечить поддержку США.
Предварительная договоренность о снятии некоторых возражений по ПРО, в обмен на сокращение Соединенными Штатами количества единиц ядерных боеголовок, на самом деле, никаких реальных уступок России не несет. «Они бы сократили ядерное вооружение в любом случае, так как это входит в задачи американской доктрины», - отмечает Кагарлицкий. - Москве же выгодно рассматривать такой шаг Америки в качестве уступки, дабы сохранить свое лицо».
Вместе с тем политолог особо отметил, что России как субъекта международной политики для Вашингтона не существует: «это лишь территория, где что-то происходит».