Кадровые перемены в составе правительства, на взгляд Валерия Федорова, происходят по прежнему механизму: изменения на периферийных участках не затрагивают кадровый ресурс премьера Михаила Касьянова.
Треугольник Касьянов – Кудрин – Греф, как подчеркивает эксперт, - пока не был нарушен Путиным, и это означает победу действующего главы правительства, компенсирующую его мелкие и малозначимые поражения на периферии, такие как отставка министра промышленности Александра Дондукова. Последний, считает Федоров, был креатурой премьера и получил пост министра по протекции Касьянова.
Анализируя ситуацию, сложившуюся вокруг министерства промышленности, науки и технологий РФ и министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ (глава которого также был отправлен в отставку), эксперт выделяет несколько узловых проблем, требующих разрешения.
В Минпромнауки более года выясняли, кто будет управлять ВПК и как изменится его структура. Конфликт, главными участниками которого были вице-премьер Клебанов и министр Дондуков, возник в результате того, что министерство было создано в обход альтернативного проекта Клебанова. Инициатива вице-премьера предполагала управление ВПК через государственные отраслевые агентства. «Усилия Клебанова и Дондукова в течение года были направлены не на реформу ВПК, а на перетягивание каната», - заметил политолог. Нынешнее назначение Клебанова на пост главы министерства и сохранение за ним должности вице-премьера означает его победу. Теперь, по словам Федорова, остается надеяться, что Клебанов займется реальной реструктуризацией ВПК и больше не будет растрачивать свою энергию на Дондукова и АПЛ «Курск».
С 1994 года Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ оставалось бутафорным. Эксперт напоминает, что в правительстве Примакова оно было разделено на две составляющие – министерство по делам Федерации и министерство по делам национальностей РФ. При Степашине их вновь объединили. Однако бывший министр Александр Блохин не осуществил никаких подвижек. К тому же, как отмечает политолог, глава Миннаца являлся фигурой скорее представительной и реально мало что решал.
Ликвидация министерства, как полагает эксперт, связана с тем, что оно занималось вопросами политическими, - в частности, проблемами взаимоотношения центра и регионов, – а они сегодня выводятся из правительства и будут полностью сосредоточены в администрации президента. Кроме того, финансовые рычаги находились за пределами Миннаца, – в Минфине.
Наследство Миннаца, по словам Федорова, разделено между главой МВД Борисом Грызловым и министром экономического развития и торговли Германом Грефом. МЭРТу, до сих пор конкурировавшему с Миннацом по поводу федеральных и региональных целевых программ, нынешние изменения идут в плюс. Они также отвечают интересам Грызлова, который настаивает на том, что вопросами миграции должно заниматься Министерство внутренних дел. Это также является компенсацией за отнятые у МВД и отданные МЧС функции пожарной охраны.
Вместе с тем Валерий Федоров полагает, что новые кадровые изменения в правительстве исключать нельзя. По его мнению, они могут произойти через два месяца. И будут связаны, во-первых, с перераспределением функций в финансовом блоке на стыке интересов Минфина и Федеральной налоговой службы и налоговой полиции. Во-вторых, возможно, затронут Минэнерго. Министр Юсупов инициирует расширение полномочий, что идет в разрез с интересами Минприроды, Минэкономразвития и комиссией Христенко. «Но очередные кадровые перемены пройдут также бесконфликтно и тихо, как в этот раз», - считает политолог.