Тайна гибели Ту-154 раскрыта

Несмотря на то, что Россия, Украина и Израиль уже трое суток старательно изображают полное неведение относительно причины катастрофы Ту-154 над Черным морем, для большинства специалистов причина трагедии - не более, чем секрет Полишинеля. Даже тех обломков, которые уже извлечены из воды, специалистам с избытком хватит, что бы ответить на это вопрос.

Если причиной катастрофы был взрыв бомбы на борту, то это легко выяснится по характеру и объему повреждений. Любой спец по терроризму знает, что преступники не могут пронести на борт бомбу больше определенного размера и мощности. Масса такого взрывного устройства не может превышать 2-3 килограмм, размер - нательного жилета или небольшого свертка, спрятанного в сумке. Конечно, теоретически на самолет в багаже может быть пронесена и куда более мощная бомба, но в данном случает этот вариант практически исключен. В аэропортах Израиля организован строжайший контроль любого багажа и груза. Значит, остается только вариант террориста-камикадзе, пронесший бомбу на себе или даже в себе. Но, в списках пассажиров не было ни то, что ни одного араба, но и вообще ни одного мусульманина. Причем все пассажиры и члены экипажа уже проверены российским ФСБ и израильскими спецслужбами – неблагонадЈжных персон среди них не было. Есть еще вариант, что бомба была заложена и тщательно спрятана в конструкции самолета еще в России и взорвалась на обратном пути. Но для этого необходим такой уровень технической подготовки, и полный доступ к авиатехнике, которым могут обладать только авиционно - инженерные подразделения аэропорта и спецслужбы. Ни один боевик этого самостоятельно реализовать подобный сценарий не сможет.

Кроме того, сам взрыв внутри лайнера имеет ряд характерных отличий.

Во-первых, это взрыв бризантного безоболочного устройства – так называется на профессиональном языке тот единственный тип бомбы, которая может быть незаметно пронесена на борт через металлоискатели и детекторы. И, значит, повреждение самолета происходит энергией взрыва – ударной волной.

Во-вторых, полного разрушения самолета таким взрывом при этом, чаще всего, не бывает. Уже после него, иногда еще в течение нескольких десятков секунд, корпус самолета разрушается давлением встречного воздуха, врывающегося в пробоины и сминающего, поврежденные взрывом, силовые конструкции. Взрыв безоболочного устройства имеет и свой специфический след. При нем практически не возникает большого количества осколков, и за редким случаем не повреждаются ни двигатели, ни удаленные от места взрыва части фюзеляжа.

Если же самолет был поражен зенитной ракетой, то это тем более будет установлено почти сразу. Взрыв боевой части ракеты имеет настолько специфический след, что его просто не возможно ни с чем иным спутать. Взрыватели зенитных ракет дистанционные, и срабатывают при подходе к цели на расстоянии 100 – 150 метров. Но реально ракета успевает подлететь на куда более близкое расстояние – до 40 – 50 метров. Поражающие элементы - стальная лента с насечкой, которая при взрыве образует направленный конус из более чем 10 000 осколков или стальные стержни, сваренные таким образом, что, разлетаясь образуют огромное кольцо, которое потом разрывается на десятки, крутящихся вокруг своей оси, кусков. Радиус поражения – более 250 метров.

После поражения самолет более всего напоминает шумовку. Происходит объемное поражение фюзеляжа и почти всех внутренних систем, сопровождаемое, чаще всего, пожаром и взрывом.

Так что, можно не сомневаться, и Путину, и Кучме, и Шарону правда уже давно известна. Точнее – известно, погиб ли лайнер от взрыва бомбы на борту, поражения ракетой или же взорвался вследствие неких технических неполадок. Как раз именно последний вариант, в случае такого заключения экспертов, будет почти невозможно установить без подъема и изучения «черных ящиков».

Теперь несколько слов о том, могли ли украинские силы ПВО уничтожить самолет. Расстояние от района учений под Феодосией до места падения самолета - около 180 километров. Поэтому первоначальная версия о поражении лайнера ракетой комплекса С-300 не выдерживает критики. Ее ракеты просто не долетят. На вооружении ВС Украины находятся старые комплексы С-300 ПС с дальностями до 100 км. Но, как мне сообщили источники в главном штабе ВВС – ПВО РФ, по планам учений в этот день проводились стрельбы не только С-300, но и другими комплексами, среди которых был и С-200Д. И это уже заставляет совершенно иначе посмотреть на версию поражения самолета ракетой.

Одной из задач при разработке комплекса С-200 было поражение американских самолетов ДРЛО, и тяжелых бомбардировщиков типа Б-52 на максимальной дистанции, до рубежа пуска сверхзвуковых крылатых ракет «Срэм» (300км). Поэтому конструкторы ракеты для этого комплекса пытались добиться максимальной дальности. И к 1974 году была создана ракета, которая была способна поражать цели на удалении 240, а после модернизации и 300 километров. Вес БЧ - 217 кг. При этом, на конечном участке траектории, если оператор наведения потерял цель, то он мог перевести ракету в режим самонаведения и, ракета уже самостоятельно наводилась и поражала обнаруженную цель.

В России этот комплекс уже более пяти лет назад был снят с вооружения и сдан на базы хранения. Главный его минус - стационарность. Чтобы его свернуть, надо несколько часов. Что в современной войне просто смерти подобно.

Так вот, если лайнер действительно оказался в районе учений и по трагической случайности очутился в районе полета мишени на расстоянии 8 – 10 км по дальности и 2-3 по высоте от нее, то оператор в горячке стрельб, (а каждый пуск ракеты сегодня, происходит в условиях дикой «накачки» и мандража), вполне мог перепутать цели…

На фоне всего этого совершенно несуразно прозвучало заявление министра обороны Украины Кузьмука, что на злополучных учениях украинские ЗРК стреляли ракетами «без боевой части». Одно из двух, либо генерал полностью некомпетентен в вопросах ПВО, либо просто перепутал ПВО с флотом, где действительно на учениях используются торпеды без боевой части …

Куда более странно и непонятно другое. А именно – неприлично долгое молчание двух президентов и одного премьера. Если поражение ракетой действительно имело место, то в итоге все трое окажутся в очень двусмысленной ситуации.

Если молчание Кучмы еще хоть как-то понятно – ему очень не хочется брать на себя ответственность за некомпетентность собственных военных и гибель семидесяти шести граждан Израиля и России, то поведение Шарона и Путина не поддается внятному объяснению. Произошла трагедия. Погибли мирные граждане. И российское и израильское общество, и без того крайне болезненно относится к проблеме терроризма, с каждым днем молчания погружается во все новые и новые домыслы, сплетни и фобии. Необходима полная открытость и гласность. Вместо этого, Путин без всяких на то убедительных доказательств тут же поспешил объявить о том, что самолет стал жертвой теракта. Правда, его незамедлительно одернул Шарон, заявивший, что никакая бомба в израильском аэропорту на борт российского лайнера попасть не могла. Но тут же и сам уклонился от объяснения причины гибели самолета.

Создается полное впечатление, что за спиной народов трех стран идет некий сговор. И каждая из сторон хочет получить максимальный гешефт. Украина – избежать международного скандала. Россия – добиться серьезных подвижек Украины в сторону России и ряд уступок в доступе российских капиталов к поглощению украинской собственности и промышленности. Израиль – столь необходимых ему сегодня, на фоне американского предательства, союзников, способных оказывать давление на главного врага Израиля – арабов.

Но на фоне этого торга становится абсолютно никому не нужной правда о гибели самолета. И это не может не вызвать омерзения к этой торговле чужими душами…

Впрочем, шило в мешке очень трудно утаить. Слишком многие люди уже оказались втянутыми в это дело, и очень скоро обстоятельства гибели лайнера начнут просачиваться в СМИ. Тогда власти придется очень нелегко.

Владислав ШУРЫГИН


* * *


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗЕНИТНОЙ РАКЕТНОЙ СИСТЕМЫ С-200В/Д.

Число каналов по цели 1

Число каналов по ракете 2

Дальность обстрела цели, км:
- минимальная 17 (7)
- максимальная 180 (240)

Высота цели, км:
- минимальная 0,3 (0,05)
- максимальная 40,8 (35,0)

Скорость цели, м/с:
- минимальная 0 (300)
- максимальная 1200

Количество зенитных дивизионов, шт до 5

Количество ЗУР в дивизионе, шт до 12

Время готовности к стрельбе, мин 1,5

Длина ракеты, мм 10800

Калибр ракеты (маршевой ступени), мм 860

Стартовая масса ракеты, кг 7100 (8000)

Масса БЧ, кг 217

СОСТАВ ЗРК С-200

пункт управления и целеуказания К-9М
радиолокатор подсвета цели РПЦ 5Н62В
антенный пост К-1В
аппаратная кабина К-2В
стартовая батарея 5Ж51
кабина подготовки старта К-3В
пусковая установка 5П72В
заряжающая машина 5Ю24М
зенитная управляемая ракета 5В21В(5В28)

РАЗРАБОТЧИК

ЦКБ "Алмаз" - комплекс

МКБ "Факел" - зенитная ракета

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram