Обстоятельства катастрофы Ту-154 прояснятся, когда будет обнаружен "черный ящик". Тем не менее, версия о том, что в Ту-154 могла попасть украинская ракета «земля-воздух», по мнению эксперта, имеет под собой основания. Валерий Хомяков допускает, что украинцы могли сбить самолет во время военных учений (на предоставленном их российскими коллегами крымском полигоне), с использованием средств ПВО, в частности, боевых ракет С-300, срок годности которых истек.
Украинская армия, по его словам, слаба: «она вроде как из «сэконд хэнда» – что-то досталось от СССР, что-то от России». В особенности, подчеркивает эксперт, это касается ее кадрового потенциала. В ходе учений украинские военные засекли не учебную цель, а пассажирский самолет, и доказали свое неумение использовать системы ПВО.
Если информация о причастности Украины к гибели самолета подтвердится, то ее властям придется принести свои извинения и соболезнования и взять на себя все расходы за ущерб, причиненный авиакомпании и семьям погибших. Вообще же, отметил Валерий Хомяков, сегодня летать над территорией стран СНГ с неразвитой государственностью, таких как Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, очень опасно.
Однако, по словам эксперта, нельзя сбрасывать со счетов и вероятность катастрофы из-за технических неполадок на борту. Российская техника, особенно пассажирские самолеты, не выдерживают сегодня регламентной работы. «Опасно любую расхлябанность пилота или неисправность техники списывать на действия террористов, - подчеркивает политолог. – Иначе самолеты будут падать, а мы все время будем искать террористов».
Но если это теракт, что, по мнению эксперта, весьма маловероятно, то Россия ужесточит свою позицию и будет предоставлять свой воздушный коридор не столько для гуманитарных, сколько для военных грузов.