Не стоит удивляться, что первый раунд переговоров в Брюсселе закончился безрезультатно, - отметил политолог. Специалисты вряд ли найдут взаимоприемлемый выход. Если следовать букве Шенгена - компромисс невозможен. В России эта тема крайне разогрета. Да и в решительном отказе, с которым выступила Европа, видится нечто оскорбительное. Вокруг создается очень много мифов: в Европе - про российский военный форпост, у нас - про вероятное отделение Калининграда от России. В реальности же дело обстоит далеко не так плохо, как об этом говорят политики, раскаляя общественное мнение. На самом деле, между Калининградом и Литвой давно налажены прекрасные отношения, созданы условия для процветания литовского бизнеса… Чтобы развязать узел, просто нужен нетривиальный ход, волевое политическое решение - на уровне лидеров государств.
Как считает Смирнягин, разрешением ситуации, которое устроило бы всех, могли бы стать закрытые безостановочные поезда, а кроме того, проезды по двум автомобильным коридорам, которые уже прекрасно обустроены.
При этом политолога удивило, что в Брюссель не поехал недавно назначенный спецпредставитель президента по Калининградской проблеме Дмитрий Рогозин. С другой стороны, его назначение на этот пост крайне симптоматично: «Рогозин вменяемый и образованный человек, но он крайний антизападник по своим настроениям. Он готов разговаривать на эти темы крайне жестко, и то, что его назначили, - это определенный жест, который отражает жесткую позицию России».