Агенство «Регион-информ» опубликовало интервью с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, данное руководству «Уральской медиа-группы». АПН приводит наиболее интересные выдержки из этого интервью.
В правительстве России превалирует либеральное экономическое крыло во главе с Германом Грефом. Эдуард Эргартович, как вам кажется, реально ли на основе Национального экономического совета (НЭС) сделать определенного рода экономическую альтернативу из числа консерваторов-государственников?
НЭС – оригинальная конструкция. Я говорил Владимиру Путину, что НЭС должен быть при президенте страны. Говорил уже два раза, в первый раз он сказал «нет», во второй сказал, что будет думать, при нашей третьей встрече я постараюсь его убедить. Почему я настаиваю на этом? Министерство Грефа – это государственная структура, это аппарат давления: через правительство, через Думу – проводить государственную политику. А есть люди невостребованные, обладающие и высоким интеллектом, и жизненной практикой, но они сегодня не в правительстве, не рядом с правительством. Например, институт экономики во главе с Абалкиным. Ему не поручают разработку проектов, зато дают огромную стопку документов, скажем, 1 августа и хотят получить заключение Института уже 10-го. Ну, это разве серьезно? А если бы по нормальному, то надо бы дать Институту экономики задание разработать бюджет 2002 года и идеологию бюджетов до 2005 года, потом рассмотреть проект на правительстве, на Госсовете, выработать общую точку зрения и работать, выдвигать ее на рассмотрение Государственной Думы. Сейчас мы не участвуем в такой работе. Схема простая: министерство экономики разрабатывает программу, правительство рассматривает и утверждает и отправляет в Думу. Все! Унитарная система управления идеологией экономики – так это называется.
То есть, все-таки альтернатива либералам должна быть?
Обязательно.
Тут уместно вспомнить заседание НЭС по реформе РАО «ЕЭС России». Тогда точка зрения НЭС была поддержана.
Да, нашу точку зрения поддержали, радикальные реформы в энергетике были приостановлены, все задумались. Кстати, Анатолий Чубайс очень толковый и разумный человек. У нас с ним неплохие отношения. Не во всем я с ним согласен, но с ним можно иметь дело. Но нельзя забывать о бесчеловечной приватизации. Но к этому вопросу вернется государство. Когда государство окрепнет, к вопросам приватизации вернутся. У нас была хулиганская приватизация, когда людям раздали ваучеры, но перестали давать зарплату. И люди, конечно, начали продавать ваучеры за булку хлеба. Потом отдали эти ваучеры в фонд и разделили предприятия. За бесценок. «Уралмаш» стоит миллиарды долларов, а мы его отдали за булку хлеба. Когда объединялись ФРГ и ГДР, государство разработало программу приватизации, от которой получило 140 миллиардов марок. И программа разработана на 15 лет. А не на год.
Во время финансового кризиса 1998 года Вы выступили с инициативой ввести в обращение «золотой рубль» и амнистировать капитал. Прошло три года – и председатель Центробанка России Виктор Геращенко начал осуществлять эти идеи. События в США показали, что должны быть другие активы для накопления капитала, а не только доллары. Амнистия капитала – вопрос, как мы понимаем, вообще практически решенный. Вы будете обсуждать с Геращенко дальнейшую идеологию этой работы?
Я хотел бы сказать, что это не моя работа, а коллективный труд правительства Свердловской области, председателя Правительства, Уральской экономической ассоциации, ну, и мой как губернатора. Мы вырабатывали свое видение на финансовую политику страны. Сегодня Россия действительно погружена в доллары, свободное хождение и так далее. Ничего страшного в этом нет, другие страны тоже дали возможность свободно «ходить» доллару. Эмираты, например, европейские страны. Кто-то больше, кто-то меньше. Где-то только через обменные пункты, но это сделано для того, чтобы зарабатывать на процентах при конвертировании. А так-то разницы никакой нет. Это нормально. Но Россия – это не Испания, не Италия. Россия – это мощнейшая империя со своими традициями, с историей, с огромным потенциалом. Все-таки Российское государство должно быть в этом плане независимым. И рубль должен быть таким же, каким сделал его в свое время Сергей Юльевич Витте: золотым рублем, за которым гонялся весь мир. Я выступал и в рамках НЭСа, и писал Борису Николаевичу, и Геращенко – ввести золотой рубль. Чтобы доллар стоил, скажем, 30 рублей, а золотой рубль – допустим, 4 доллара. Перевернуть ситуацию. И цены все в России давать в обычных рублях, и в золотых. Пустить в России двойные деньги. Чтобы зарплату постепенно стали давать в золотых рублях. И постепенно вымыть нынешние, дешевые рубли. Это длительный процесс, он займет несколько лет. Но в итоге рубль мог бы стать самой дорогой и сильной валютой в мире. Геращенко в этом году задумался и выпустил золотой рубль. Но в ограниченном количестве. Сказав «А», он так и не сказал «Б». А если бы запустили золотой рубль, он бы сейчас вживался в общество. И сейчас доллары в обменных пунктах меняли бы на золотой рубль. И люди бы вкладывали свои сбережения в нашу, российскую валюту.
Легко ли работать с президентом работать?
Да, на удивление легко. Борис Николаевич Ельцин ведь был на партийной работе. Немного поработал на строительстве, а потом перешел на партийную работу. А Путин работал в исполкоме у Собчака. И с бюджетом разбирался, и с другими вопросами. Он так и говорит, что в свое время «нахлебался с этими федералами по бюджетным делам». Он знает, что это такое. Ему надо помогать во всех вопросах, больше ничего.
Нельзя не остановиться и на самом главном политическом вопросе в области: вероятный роспуск областной думы. Ваша позиция известна: Вы категорически против. Но известно, что полпредство подготовило письмо президенту РФ о ситуации в областной думе. Как, по вашему мнению, президент пойдет на роспуск думы?
Я – первый председатель областной Думы. Алексей Петрович был руководителем ее аппарата, и мы столько вместе с ним сделали для становления Думы, что сегодня ни в коем случае не допустим ее роспуска. Никакого конфликта нет, есть «проблема Порунова». Когда его назначили, я с ним говорил часа два. Я ему рассказал, куда он попадает. Это непростое Законодательное собрание непростой Свердловской области. И хоть ты пришел от одного движения, ты не можешь исполнять волю только одного человека, лидера этого движения. Дума – коллективный и самостоятельный законодательный орган. Председатель Думы должен защищать интересы всей Свердловской области, а не быть двурушником. Он говорил, что все будет нормально, но, к сожалению, нет, нормального ничего нет. С его подачи были ликвидированы нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, отработанные в предыдущие годы. По всей России уже шесть лет не могут выполнить указ Бориса Николаевича о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, а мы их отработали. А он все это погубил. И другие вопросы есть.
А потом: что значит – распустить? Дума должна сама принять такое решение, а она его не примет. Может какая-нибудь фракция принять такое решение - самораспуститься. Пожалуйста, пишите заявления, вместо вас придут следующие кандидаты из списка движения. Если и эти напишут, другие движения, представленные в думе, заполнят освободившиеся вакансии. Президент, мне кажется, не будет вмешиваться в эту ситуацию.
И, наконец, мы не можем не задать очень личный вопрос: что бы Вы хотели, чтобы Вам пожелали в день рождения? Понятно, что будет много поздравлений, подарков, пожеланий, но всегда есть что-то, что очень хочешь, но никто не подарит.
Я-то хотел как раз избежать всего этого, но мне коллеги говорят, что некрасиво, губернатор как-никак. Я-то хотел смыться, мне это удалось один раз. Я улетел на Печору, порыбачить на хариуса. Холодно, снежок, хорошо. Я хотел бы выбраться, но товарищи пока что не отпускают. А что мне пожелать?.. Здоровья. А больше ничего и не надо. А остальное мы все сделаем своими руками и своей головой. Что и делали всегда в Свердловской области. Мы еще многого достигнем.