…Mon ami, мы в странном государстве!
Здесь у нас сюрпризы каждый день.
Никогда французское лекарство
Не излечит русскую мигрень…
Александр Бордодым
О том, что Борис Абрамович Березовский, как всякий «новый русский», трагично разлученный с Россией, страдает ностальгией, знают сегодня даже школьники. Ностальгия – тоска по Родине - вообще считается национальной русской болезнью. Так что удивляться здесь нечему. По России страдали белогвардеец Деникин и красный воемор Раскольников, атаман Краснов и писатель Бунин, промышленник Михельсон и танцор Нежинский.
Ностальгия Березовского вполне нормальна. И лекарство от ностальгии хорошо известно. Надо только взять билет на самолет, пароход, скорый поезд или хотя бы «челночный» автобус и вернуться домой. Вопрос только в одном – как в эту самую хмурую Россию вернуться так, что бы прямо на первом же российском пограничном посту тебя не взяли под белы руки, и не отправили знакомиться с качеством неповторимых российских острогов лет этак на пятнадцать…
Для Березовского этот вопрос особенно актуален. Правоохранительные органы России давно уже мечтают заполучить беглого олигарха в свои крепкие объятия. И пример, чудом вырвавшегося из этих объятьев, другого опального олигарха - Владимира Гусинского более чем впечатляющ.
Понятно, что просто так вернуться Борис Абрамович не сможет. Не дадут. Есть, конечно, вариант покаяться и прийти с повинной головой, но этот путь не для «великого и ужасного» Абрамыча.
Для него путь в Россию может быть только один – на белом коне победителя. На худой случай – почетным гостем, как Ростропович или Щаранский. Но, если еще совсем недавно, такие перспективы казались призрачными, то сегодня они постепенно стали обретать все более реальные формы.
Появилось информационное поле, на котором Борис Абрамович Березовский может дать серьезный бой Владимиру Владимировичу Путину. И этой информационной площадкой стала ситуация вокруг Афганистана.
Позавчера Владимир Путин, наконец, обрисовал детали участия России в операции США против талибов. Администрация Путина готова предоставить американцам свои воздушные коридоры для доставки неких «гуманитарных» грузов, открыть для тесного взаимодействия свои спецслужбы, участвовать в спасательных операциях и вооружать войска «Северного альянса».
С одной стороны, можно вздохнуть спокойно – прямого российского вторжения в Афганистан вроде бы не предвидится. Путин смог уйти от навязываемой России роли поставщика «пушечного мяса» для афганской мясорубки. Но это только на первый взгляд.
Во-первых, более чем странен тезис о «гуманитарных» грузах, которые Россия будет пропускать через свое воздушное пространство. Что входит в это понятие? Если мука, зерно и консервы для афганских беженцев, то на порядок дешевле и проще везти их сюда обычным железнодорожным транспортом. Конечно, можно доставлять сюда самолетами свежую «минералку», пену для бритья, «Нью-Йорк таймс» и «тампаксы» для американских «джи ай» женского пола. Но всего один рейс «Геркулеса» «затарит» весь здешний контингент этим добром на целый год вперед. Ежу, как говорится, понятно, что десятки «Геркулесов» и «Гэлекси», которые сегодня садятся на аэродромах Узбекистана, Туркмении и Таджикистана набиты явно не «кока-колой». И значит, все рассуждения о «гуманитарности» грузов - не больше чем сказка для взрослых российских обывателей.
Во-вторых, что значит «Россия предоставляет и намерена дальше предоставлять имеющуюся у нее информацию об инфраструктуре, местах пребывания международных террористов и базах подготовки боевиков»? Для любого человека, мало-мальски имеющего отношение к «спецслужбам», понятно, что термин это более чем условный. Спецслужбы, даже самые что ни на есть «братские», никогда не предоставляют свои «возможности» чужим службам. В лучшем случае – могут дать короткую информацию о месте и времени предполагаемого теракта или нападения. И то, только после того, как будет многократно проанализировано, не причинит ли разглашение информации вреда резидентуре и источникам. Именно поэтому английская СИС, имеющая традиционно сильную агентуру среди арабов Ближнего Востока, практически не предоставляла и не предоставляет Израилю информацию о готовящихся терактах, хотя очень часто располагает ею. Чтобы не «засветить» агентуру… Поэтому никакого реального взаимодействия между ГРУ, СВР и ЦРУ или РУМО быть не может.
Ну и самый непонятный тезис – о готовности России участвовать в спасательных операциях. В каких операциях? Кто и как будет участвовать? Спасательной операцией является и вывоз больных желтухой «джи ай» в госпиталь под Ташкентом, и рейд «спецназа» в глубь Афганистана за сбитым американским летчиком, и военная операция по деблокаде окруженной американской группировки. Все это «спасательные операции». О чем конкретно идет речь?
Вопросов сегодня пока больше, чем ответов. И, пожалуй, впервые, при определении своей позиции по грядущей войне в Афганистане, Путин столкнулся с серьезной внутренней оппозицией. Против участия России в военной операции США выступили не только традиционно оппозиционные «антиамериканские» депутаты или политики, но и куда более серьезные структуры. Предельно сдержанно к идее влезть в Афганистан отнесся Генеральный Штаб, для которого перспектива войны на два фронта не просто головная боль, а кошмарная футурология. Не проявили энтузиазма и спецслужбы. Ни СВР, ни ГРУ не рвутся впрягаться в телегу новой войны рядом с парнями из Лэнгли или Пентагона.
Правда, пока это столкновение носило мягкий и «консультативный» характер. Но все может очень быстро измениться по мере втягивания России в этот кризис.
И вот тогда вполне может наступить время Березовского.
…Не стоит забывать, что, покидая Россию, Борис Абрамович не заклепал свои информационные орудия, а лишь хорошенько смазал зеленым долларовым «салом» и упрятал от греха подальше. В его «действующем резерве» до сего момента числятся десятки журналистов, несколько крупнейших газет и целый телеканал «ТВ-6», который, как известно, пригрел беглую команду «гусят» с НТВ. В любой момент эти «пушки» могут ожить и открыть огонь по Путину из всех своих калибров, тем паче, что любви к нему никто из вышеназванных особ не испытывает: ведь именно с приходом Путина большинство из них потеряли не только былое политическое влияние, но и щедрое финансирование, что, согласитесь, больнее.
Хватает у Владимира Владимировича недоброжелателей и среди части политической элиты, прежде всего, целого ряда губернаторов и президентов национальных автономий, недовольных резким ужатием их полномочий и самостийных амбиций.
Готовы поддержать атаку на Путина и некоторые жестоко потрепанные Кремлем олигархи, которым оказался очень «против шерсти» новый президент. Например, давний соратник Березовского Лев Черной, который вынашивает проекты политического переустройства России под крышей некоей организации «Мобилизация и развитие» и претендует чуть ли не на статус «голоса национально ориентированных промышленников». И хотя политические опыты Черного до сих были неуспешны, денег у него по-прежнему достаточно, а значит, - есть пространство для реализации амбиций.
Все они, еще недавно разрозненные и разобщенные, пугливо озирающиеся по сторонам, при любой возможности будут готовы объединиться в свой «Северный альянс» и выступить против Путина. Был бы повод, хорошая информационная поддержка и более-менее реальная перспектива добиться победы.
Сегодня все эти три условия начинают складываться.
Война в Афганистане, в которую может быть втянута Россия - идеальный повод для наезда на Путина. Как только в Россию с афганской границы полетят первые «черные тюльпаны» с гробами русских солдат, так тут же начнет стремительно падать рейтинг президента. Сегодня Россия еще готова поддержать боевые действия против чеченских боевиков, которые реально угрожают русским провинциям и городам, но российское общество совершенно не желает отправлять своих солдат гибнуть за американские интересы в чужом Афганистане, где и так нашли свою смерть почти четырнадцать тысяч наших соплеменников.
И если это произойдет, то у Березовского, который и так себе выбрал роль опального провидца и футуролога, появится уникальный шанс не только подтвердить свои политические прогнозы, но и вновь стать «серым кардиналом» российской политической закулисы и возглавить информационную войну против Путина.
В этом случае он легко сможет опереться на огромные финансовые и организационные возможности губернаторско-президентской «фронды» и «летаргирующих» олигархов.
При этом нельзя исключить, что против Путина выступит и часть высшей элиты армии и спецслужб, которые менее всего желают военного усиления США на южных рубежах России.
В этом случае президенту быстро припомнят все его невыполненные до сего дня обещания восстановления обороноспособности армии, подъема зарплат военным, перевооружения, а также и нынешние массовые сокращения, конца которым не видно…
…Самым парадоксальным образом Борис Абрамович может вновь оказаться в самой гуще российского политического котла. И не в роли шинкованной морковки или филейной вырезки, а в роли большого черпака, которым в этом котле перемешивают…
Пока все это только некая невнятная угроза. Но с каждым днем мир становится все ближе к очень непонятной войне в одном из самых взрывоопасных регионов планеты. И Россия над этой бездной балансирует на очень тонком канате. Хватит ли у Путина и его команды мудрости не рухнуть в эту пропасть – покажет самое ближайшее будущее.
капитан Владислав ШУРЫГИН