Среди всех обострившихся на этой неделе конфликтных ситуаций особо следует отметить новое противостояние между Молдовой и Приднестровьем у села Дороцкое. В среду молдавская сторона предприняла попытку силового захвата таможенно-пограничного поста в районе этого села. Это молдавское село, расположенное на приднестровской территории к западу от шоссе Тирасполь Каменка, пересекающего всю территорию Приднестровской республики с юга на север, находится под юрисдикцией Молдовы вместе с 4 другими сёлами Дубоссарского района Кошницей, Кочиерами, Пырытой и Моловатой.
Формальным поводом для конфликта стало начало весенних сельскохозяйственных работ. Дело в том, что сельскохозяйственные угодия села Дороцкое расположены на приднестровской территории. Приднестровье по меморандуму, подписанному Молдовой в 1997 году, обладает всей полнотой экономической самостоятельности и вправе претендовать на эти земли в качестве признанного юридического собственника. От жителей Дороцкого требовалось лишь вносить символическую арендную плату за использование земель, чего они на протяжении 8 лет со времени подписания Меморандума ни разу не сделали.
По сообщениям приднестровского информационного агентства "Ольвия-пресс", в данной беспрецедентной акции приняли участие несколько десятков человек, среди которых было несколько молдавских полицейских. Нападавшие с помощью техники разрушили пограничный шлагбаум и попытались оттеснить приднестровских пограничников в глубь территории, непосредственно к шоссе Тирасполь Каменка. Акция не была стихийной и готовилась заблаговременно, о чём свидетельствует заявление министра "реинтеграции" Молдовы Василия Шовы, распространённое за день до этого молдавскими информационными агентствами. Шова заявил, что "жители четырёх сёл на левом берегу Днестра готовы к массовым акциям протеста против действий приднестровских силовиков, препятствующих хозяйственной деятельности жителей этих сёл".
Сценарий подобных "стихийных" акций реализуется далеко не в первый раз. Точно так же развивались события в октябре 2004 года на пограничных пунктах Дороцкое и Варница. В Дороцком на месте событий моментально оказались представители молдавской полиции, а спустя короткий промежуток времени туда прибыл упомянутый выше молдавский министр Василий Шова.
Данный конфликт приурочен к саммиту глав ГУУАМ, который должен состояться в Кишинёве 22 апреля. На тот же день намечен и ответный саммит глав государств, борющихся за признание, Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Символично, что оба саммита пройдут в день рождения творца большевистской национальной политики, по сути дела родоначальника всех этнических конфликтов на пространстве бывшей Российской Империи. Развал единого живого геополитического организма, самопроизвольное рисование границ, искусственное выращивание этнических драконов в национальных республиках и автономиях всем этим мы обязаны Ленину и его последователям.
Объединение ГУУАМ не имеет для его членов никакой практической пользы. Эта структура создана под эгидой США и Евросоюза в 1997 году. В то время в Белом доме сидел Билл Клинтон, и никаких расхождений между двумя берегами Атлантики не наблюдалось. Единственная цель создания ГУУАМ противодействие интеграции евразийского пространства, создание удушающего "пояса анаконды" на шее России. Стратегия санитарного кордона реализуется всякий раз, когда намечаются какие-либо подвижки в деле интеграции. В 1997 году такой подвижкой было создание союза России и Белоруссии, а также успешная реализация инициативы Евгения Примакова, завершившаяся подписанием Меморандума между Молдовой и ПМР. Сегодня атлантических стратегов серьёзно обеспокоило продолжение интеграции, вылившееся в создание ЕЭП и ЕВРАЗЭС.
К объединению ГУУАМ очень быстро охладели прагматичные Азербайджан и Узбекистан, разуверившиеся в практической пользе от этого объединения для своих экономик. Лишившись тюркской составляющей, а вместе с ней возможности транспортировать нефть по транскавказскому коридору в Европу, объединение лишается важнейшей энергетического фактора, что превращает ГУУАМ в ГУМ и переводит его в разряд сугубо политического объединения, направленного на противодействие России. Однако вскоре, вполне возможно, из этой аббревиатуры исчезнет и буква У. Вне зависимости от желания или нежелания нового прозападного руководства Украины.
Украина единственная страна в объединении, которая обладает каким-то реальным экономическим и территориальным потенциалом. Экономика Украины ориентирована на Россию. У последней в связи с активностью на немецком направлении появились все возможности для реализации проекта газопровода Выборг Грейфсвальд по дну Балтийского моря, взаимовыгодного для России и Германии. Вот чего Украина будет опасаться в первую очередь, если там к власти пришли прагматики, а не самоубийцы. Каким бы проамериканским ни был внешнеполитический вектор Украины, сколько бы Ющенко ни рисовался перед американскими сенаторами и конгрессменами в надежде на отмену поправки Джонсона-Вэника эта страна вряд ли будет таскать каштаны из огня для нищих, но не в меру амбициозных Грузии и Молдовы. Убытки от этого не возместит никакой американский Конгресс.
Тем более нет нужды для Украины содействовать Воронину в поглощении Приднестровья, где живут около 300 тысяч этнических украинцев. Ещё меньше хотят на Украине новой войны на Днестре воспоминания о многотысячных потоках беженцев в 1992 году ещё свежи. Поэтому участие Украины в кишинёвском саммите ГУМ и даже согласованный с Бушем проект Ющенко по решению молдо-приднестровского конфликта будут носить по большей части декларативный и ни к чему не обязывающий характер.
В то же время ведущие страны Европы всё больше становятся на путь противодействия американской гегемонии на континенте и видят в России своего потенциального союзника. В этом отношении показательным является встреча глав России и ведущих европейских стран в Париже, состоявшаяся накануне визита Владимира Путина в Киев. На этой встрече практически не звучала характерная для Европы критика в адрес России за политику на Кавказе.
На пресс-конференции после парижской встречи ничего не было сказано о молдо-приднестровском конфликте, однако о том, что там говорилось, мы можем судить по встрече Путина с Хавьером Соланой в Сочи. Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности фактически поддержал российский план урегулирования конфликта, выдвинутый представителем Путина Дмитрием Козаком и отвергнутый президентом Молдовы в конце 2003 года под давлением генерального секретаря НАТО Йоппа де Хопп-Схеффера. Этот план подразумевает создание федерации в составе Республики Молдова, Приднестровья и Гагаузии. Единое государство должно стать полностью демилитаризованной зоной, а российские войска должны остаться на Днестре до 2020 года в качестве гаранта стабильности. По словам Виктора Ястржембского, по проблеме Приднестровья у России и Евросоюза наблюдается "редкое единодушие".
Встреча Путина и Соланы состоялась в преддверии московского саммита России и Евросоюза, намеченного на 10 мая. Стороны как никогда близки к созданию прочного континентального антиамериканского блока. Проблемы, возникающие между Москвой и Брюсселем, связаны с невозможностью выполнения Москвой Стамбульских соглашений, предусматривающих вывод российских войск из Приднестровья и сокращения российских тяжёлых вооружений в Грузии. О причинах невозможности продолжить реализацию Стамбульских соглашений говорил министр иностранных дел России на саммите ОБСЕ в Варне. На этой неделе в "Российской газете" была опубликована статья официального представителя МИД России Алексея Яковенко "Мифы и реальность стамбульских договорённостей". Автор, среди прочих причин, указывает на то, что реализация договора могла быть обеспечена исключительно переговорным процессом в молдо-приднестровском конфликте.
По словам Яковенко, с 1999 года из Приднестровья на территорию России, начиная с 1999 года, было вывезено 59 эшелонов с боеприпасами и военным имуществом. Причём 42 эшелона смогли покинуть Приднестровье в 2003 году, когда между Кишиневом и Тирасполем велись активные переговоры о политическом урегулировании, и когда появилась реальная перспектива кардинального решения этого регионального конфликта. Срыв подписания, не по нашей вине, согласованного и парафированного сторонами Меморандума Козака резко изменил ситуацию, привел к новому витку противостояния между Молдавией и Приднестровьем. В результате в декабре 2003 года власти Тирасполя приостановили вывоз российского военного имущества и боеприпасов из региона. Лишь в марте 2004 года они в порядке исключения разрешили отправить еще один состав.
С июля 2004 года, когда Кишинев приостановил переговоры с участием посредников от России, Украины и ОБСЕ по приднестровскому урегулированию, политический диалог между Республикой Молдова и Приднестровьем не ведётся. Периодически возникают кризисные ситуации в зоне безопасности, неспокойная обстановка сложилась в работе железнодорожного транспорта. В условиях продолжающегося жёсткого противостояния сторон трудно обеспечить надежное и, самое главное, безопасное завершение вывоза боеприпасов из Приднестровья.
Налицо взаимный интерес России и Евросоюза в возобновлении процесса переговоров между сторонами. Решение молдо-приднестровского конфликта является частью российско-европейской "стратегии четырёх общих пространств" (внешняя и внутренняя безопасность, экономика и культура). Подобное сближение явно не отвечает интересам как США, так и американо-британских сателлитов в Восточной Европе (Польша, страны Балтии и Молдова).
С этой целью (и при активном участии американцев, таких как Уильям Хилл, бессменно возглавляющий миссию ОБСЕ на протяжении более 9 лет) и устраиваются провокации, подобные инциденту в Дороцком. В преддверии саммитов в Кишинёве и Москве, Вашингтону и его вассалам важно дискредитировать российскую миротворческую операцию в Приднестровье, добиться пролития первой крови, продемонстрировать перед всем миром неспособность России предотвращать войны. А значит, в ближайшие дни и недели мы столкнёмся ещё не с одной провокацией в зоне безопасности.