Как сообщает агентство «Регион-Информ», общественность Екатеринбурга (с подачи Телевизионного Агентства Урала) бурно обсуждает вопрос о сложных пластических операциях, сделанных екатеринбургскому градоначальнику Аркадию Чернецкому.
По версии ТАУ, мэр областного центра перед отпуском обратился в центр косметологии и пластической хирургии в Екатеринбурге, где ему сделали несколько операций омолаживающего свойства. По сведениям ТАУ, Чернецкий давно является клиентом косметологического центра, где ему, в частности, проводят шлифовку лица жидким азотом.
В самом факте обращения к хирургам-косметологам, конечно, ничего вопиющего нет. Однако Аркадий Чернецкий является не просто чиновником, а публичным политиком, а в этом случае смена формы носа, пересадка волос или как в его случае, исчезновение живота является поводом для самого широкого обсуждения.
По мнению большинства коллег Аркадия Чернецкого по публичной политике, общественный деятель или чиновник, решившийся прибегнуть к услугам косметической хирургии, должен «полностью замести следы» и соблюдать максимальную конспирацию. Иначе из крупной политической величины он рискует превратиться в объект насмешек «желтой» прессы и заработать в народе известность как человек, сделавший липоксацию (операцию по удалению жира), носящий парик или вставивший себе челюсть за $40.000.
Если политику не удается скрыть характер и цели перенесенной операции, то в этом случае он всегда должен иметь легенду. Например, убрать лишний жир порекомендовали врачи, «опасаясь за работу сердца». В этом случае о предстоящей операции можно спокойно информировать общественность и ожидать, что она даже проявит к политику определенное сочувствие.
На Урале политики не так часто прибегают к услугам косметических хирургов. «Регион-Информу» достоверно известно о двух. Первая связана с чудесным превращением кандидата в депутаты Госдумы Николая Овчинникова. В период напряженной борьбы за мандат бывший начальник УВД Екатеринбурга таинственным образом похудел почти на 20 килограммов. Вторая информация касается операций, якобы регулярно проводимых руководителем «Атомстройкоплекса» и АТС-50 Виктором Лощенко. Он, как утверждают некоторые его коллеги, ежегодно подвергает себя малоприятной операции шлифовки лица.
На федеральном уровне, по информации «Регион-информа», одна из самых известных пластических операций была сделана лидером движения «Яблоко» Григорием Явлинским. Ему хирурги исправили ушные раковины, прижав их ближе к голове.
Что касается пластических операций, перенесенных Аркадием Чернецким, то, по мнению его коллег по политической деятельности, сказаться позитивно на его имидже они вряд ли смогут. В Екатеринбурге все знают градоначальника как человека «с большим животом». Когда он предстанет перед общественностью неожиданно «постройневшим», консервативный избиратель вряд ли воспримет это положительно. Он привык к другому Чернецкому и пересмотреть свое восприятие вряд ли захочет. В какой-то степени это то же самое, как если бы мэр Москвы Юрий Лужков неожиданно пересадил себе волосы с затылочной части. Москвичи бы никогда не признали волосатого Лужкова.
Между тем операционный скандал уже дал уральским политологам повод для серьезных размышлений. Аркадий Чернецкий – опытный политик. Он прекрасно знает, что в Екатеринбурге реальной альтернативы ему пока нет. Поэтому он никогда не стал бы терпеть «пластические муки» для того, чтобы очаровать екатеринбургский электорат. Тем более, как говорилось выше, в Екатеринбурге за мэром закрепился определенный имидж, и исчезновение «животика» пойдет ему не в плюс, а в минус. Другое дело – уральская глубинка. Здесь Чернецкого знают плохо, и, как утверждают политологи, «еще хуже знают его телосложение». Вполне очевидно, что «стройный» Чернецкий провел все операции в расчете на областной электорат и, соответственно, на областные выборы. Похоже, мэр города собрался повторить компанию 1999 года и выступить в качестве альтернативы Эдуарду Росселю.
В этой связи стройная фигура кандидата может стать еще одним дополнительным аргументом для женской части электората уральской губернии. В этом сходятся многие губернские аналитики.
Что могло дать Чернецкому толчок для начала политической компании? На этот вопрос у политологов тоже есть ответ. Очевидно, мэр Екатеринбурга считает, что он может получить поддержку представителя президента в Уральском федеральном округе как оппонент нынешнему губернатору на грядущих выборах 2003 года. Без такой поддержки Аркадий Чернецкий вряд ли отважится на повторную попытку побороться за кресло губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя.
Своим мнением насчет пластического преображения политиков с «Регион-информом» поделился председатель областной гильдии политических консультантов Константин Киселев. По его словам, в самом факте пластической операции нет ничего предосудительного. Они уже давно стали нормой политической жизни, как в России, так и на Западе. Однако, решившись на изменение внешности, каждый политик должен знать одну простую закономерность: если политический деятель серьезно меняет свое лицо в период активных политических действий, то положительных результатов это вообще не даст. Для его конкурентов и оппонентов, напротив, это станет прекрасным поводом для злословия, упреков в чрезмерном внимании к своей внешности и в легкомыслии. У избирателя и лиц, включенных в политический процесс, возникнет впечатление, что этого политика в критический момент больше интересует форма носа или ушей, чем серьезные государственные дела. Однако если операция сделана задолго до политической кампании, она выглядит вполне оправданной. Политик демонстрирует нормальную заботу о своем внешнем виде, начинает выглядеть лучше, его приятно видеть на экране телевизора. Константин Киселев отдельно заострил внимание на том, что, если политик находится в информационно-насыщенном пространстве, в таком, например, как Москва или Екатеринбург, ему значительно сложнее решиться на операцию, так как он находится под постоянным «присмотром» журналистов. Внимание прессы к появившимся у политика изменениям практически всегда негативно сказывается на привлекательности имиджа общественного деятеля. В этой связи, по мнению Киселева, идеальная ситуация складывается в том случае, когда все запланированные коррективы к «портрету» проходят вообще безо всякого шума.
Идеолог движения «Май» Антон Баков является одним из самых популярных публичных политиков Среднего Урала. По его мнению, известность ко многому обязывает. В частности, хорошо выглядеть «в телевизоре». В этой связи Антон Баков полностью оправдывает обращение общественных деятелей разного уровня к пластическим хирургам. «Публичные функции подразумевают, что лицо политика, по крайней мере, должно влезать в экран, – считает Баков, – а в этом могут помочь только специалисты». Лидер «Мая» сослался на опыт немецкого канцлера Гельмута Коля, который за свою жизнь публичного политика сделал 16 пластических операций. «Все зависит от степени уродливости политика и привередливости нашего электората. Я не исключаю, что придет день, когда я сам задумаюсь об услугах косметолога», – заявил «Регион-Информу» Баков.
Известный юрист, председатель комитета по законодательству в областной думе Владимир Примаков считает, что пластические операции находятся в сфере интересов шоу-бизнеса и являются прерогативой топ-моделей. Избиратели все равно оценивают политика не по гладкому лицу, а по делам. Сам Владимир Примаков заявляет, что он не понимает таких вещей, хотя и осуждать не берется. «При такой информации у обывателя возникают только два вопроса: на чьи деньги политик делает себя красивым и в какой стране? Если все это делается у нас, а не в Лос-Анджелесе и за разумную сумму, криминального в этом ничего нет», – рассуждает Примаков.
В то же время директор городского кардиоцентра, депутат городской думы Ян Габинский заявил в интервью «Регион-информу», что не встречал в своем окружении ни одного мужчины, тем более политика, который бы хирургическим путем изменил свою внешность. По его мнению, сбросить лишний вес можно диетой, бегом, плаванием. Прибегать к помощи хирургов в этом случае для мужчины «как-то зазорно».
Городской депутат Андрей Альшевских также уверен, что политик – это не Алла Пугачева, чтобы пойти на столь серьезный шаг, он для начала должен все взвесить. «Омоложение – это палка о двух концах, в этом случае конечный результат – отношение избирателя – предугадать практически невозможно», – уверен Альшевских.