Как считает Михаил Делягин, заложенные в проекте бюджета высокие показатели доходов, расходов и профицита есть результат благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры, но никак не итог развития российской экономики и уж тем более не результат политики правительства. «Там же, где начинается политика правительства, начинаются большие вопросы».
По мнению Делягина, у бюджета есть несколько существенных недостатков. Во-первых, отметил он, бюджет носит заведомо недостоверный характер. В этом документе заложена инфляция в 12-14 процентов, когда ясно, что при инфляции в 12 процентов будет один бюджет с одними количественными показателями, при 14 - другой, с другими показателями.
Во-вторых, указывает Делягин, приоритетом бюджета является выплата внешних долгов в ущерб развития собственной экономики. «На нужды россиян, - заявил он, - не будут отдаваться и дополнительные доходы бюджета, даже если их будет много. И в этом случае они пойдут за рубеж - на досрочные долговые выплаты. Что показывает, что реальным приоритетом для правительства является не сама Российская Федерация, а ее кредиторы; в первую очередь внешние. А это совершенно неприемлемо и разоблачает правительство, показывает, что его политика носит антигосударственный характер».
И, в-третьих, заметил Михаил Делягин, доходы бюджета рассчитаны по одним прогнозам, расходы по другим. Доходы бюджета исходят из цен на нефть 23 с половиной доллара за баррель, расходы - из 18 с половиной. Смысл чего прост: дополнительные деньги, которые бюджет получит при цене свыше 18 с половиной долларов за баррель, будут выведены из под общественного контроля, в том числе со стороны Государственной Думы, и втихую, без какого-либо обсуждения, будут отданы внешним кредиторам.
По мнению Делягина, правительство не скрывает своего удовлетворения, что в будущем году оно создаст такой механизм расходования реальных средств, который окажется неподвластен контролю Госудумы. А ведь депутаты по своему статусу должны лоббировать интересы внутренних получателей российского бюджета. Правительство же, проворачивая эту комбинацию, выступает в роли лоббиста внешних кредиторов против внутренних.
«Наконец, нельзя согласится и с тем, заявил Делягин, как правительство управляется с регионами. Вся тяжесть налоговой реформы возложена на регионы, а теперь им собираются урезать федеральные ассигнования. Это может привести к тому, что у значительной части регионов просто не хватит денег на финансирование систем жизнеобеспечения, в том числе - систем ЖКХ. Что окончится техногенными катастрофами».
«Вообще бюджет 2002 года, несмотря на свою внешнюю привлекательность, это бюджет коммунальных катастроф, - заключил Михаил Делягин. - И в том виде, в каком он принят правительством и будет представлен Государственной Думе, - это документ, нацеленный на обман общества и депутатов. И те депутаты, которые поддадутся на этот обман, станут его соучастниками».