Вероятность успеха заговорщиков, считает Александра Ципко, была, но маленькая. У них, как считает эксперт, просто не оказалось настоящего лидера, сильного человека. Активными демократами в тот период была в основном московская и питерская тусовка, без регионов. Если бы демократы попытались совершить революцию вооруженным путем, они были бы обречены на провал. Им помогли члены ГКЧП. Горбачев же до последнего момента не мог определиться, кого поддерживать.
По мнению эксперта, для России было бы лучше, если бы 10 лет назад победило ГКЧП. Однако в этом случае из Союза все же вышли страны Прибалтики и, возможно, Грузия, но остались бы все остальные республики. И сегодня мы имели бы старую историческую Россию. Правительство тогда поддержала бы та часть населения, которая высказалась за сохранения СССР, а таких, как отмечает Ципко, было около 80%. Реформы реализовывались бы постепенно и осторожно профессионалами, а не реформаторами - «детьми революции», которые ничего не смыслили в советской или российской экономике и пользовались методами типа «шоковой терапии». Демократы - необольшивики - не могут ничего позитивного создать.
По словам эксперта, Путин в книге «От первого лица» отмечает, что именно по его настоянию со Смольного убрали красный флаг. Хотя, по характеру воспоминаний очевидно, что нынешний президент нелегко воспринял распад СССР. Тем не менее, он тогда проявил лояльность Собаку и демократам.
Сегодня, как считает Александр Ципко, наблюдается возврат к реставрации идеологии ГКЧП. Эксперт указывает на тот факт, что в тексте обращения гэкачепистов не найти упоминания о социализме, а есть лишь призыв к восстановлению сильного государства, преодолению хаоса и анархии. И уже декларация партии Черномырдина «Наш дом – Россия» 1995 года была переписана с документа ГКЧП.
Сегодня Путин также делает попытку восстановить сильное государство, уважение к человеку в погонах. Тем не менее, по словам Ципко, «президент сейчас находится в раскорячке»: с одной стороны он придерживается государственнической идеологии, а с другой, - реализовывает либерально-гайдаровскую. Вопрос, по мнению эксперта, состоит в том, как долго Путин будет говорить о государственнической позиции, отдавая под контроль природные ресурсы людям, которые действуют в личных интересах и не умеют собирать налоги. Либо он откажется от идеологии ГКЧП и наступит ситуация 1992 года, когда правили Ельцин с Гайдаром, либо президент пустит мощные финансовые ресурсы на восстановление государства. «Имея бюджет России в $40 млрд долларов, равный бюджету одного американского штата, восстановить сильное государство невозможно», подчеркивает Ципко.