Как считает Александр Зиновьев, первый путч в августе 1991 устроили гекачеписты. Этот фиктивный «путч» был специально спровоцирован с целью подавить всякое сопротивление процессу, который начался в стране к тому времени. «То была, по существу, диверсионная операция глобального масштаба. Операция сил Запада и пятой колонны внутри СССР». Одновременно, считает Зиновьев, произошел другой путч - настоящий. «Возглавил его Ельцин, осуществила ельцинская клика. Этот путч был кульминационным пунктом антикоммунистического переворота, который начался с приходом к высшей власти Горбачева. Кульминационным пунктом того, что я называю советской или русской контрреволюцией».
Если первый, фиктивный «путч» был быстро подавлен, отмечает Зиновьев, то второй осуществился весьма успешно. «Основная причина успеха этого путча такова: западные стратеги и их российские холуи поняли, что советский коммунизм не имеет серьезных защитников, что антикоммунистический переворот можно продолжать и дальше во всю мощь. Не считаясь ни с чем».
Как заявил Зиновьев, он оценивает Горбачевско-Ельцинскую эпоху, как самую позорную в истории России. «События августа 1991 года - апогей этого позора. Последующие годы были годами стремительной деградации советского человеческого объединения, а также России в целом. Процесс этот продолжается при покорной капитуляции большей части населения. Началась нисходящая эволюционная ветвь российской и русской истории»".
Что касается уроков, которые следует вынести из событий десятилетней давности, то они, по мнению Зиновьева, у всех, естественно, разные - в зависимости от того, с какой позиции воспринимаются произошедшие события.