Армения: к гастролям демократии все готово

На днях Владимир Путин торжественно открыл Год Российской Федерации в Армении. Но эта дежурная акция, в рамках которой запланировано более двухсот различных культурных мероприятий, вряд ли поможет сохранению и укреплению пророссийской ориентации официального Еревана. "Партнерский взгляд Армении в последнее время был обращен не только в сторону России, но и в сторону других государств и структур, сотрудничество с которыми также может стать выгодным для нас", — пояснил ИА Regnum глава самой многочисленной фракции Республиканской партии Армении Галуст Саакян перед визитом Путина в Ереван.

Эти процессы, характеризующиеся переходом от "комплементарности" армянской внешней политики к ее прозападности, начались далеко не вчера. Но после того, как нынешний президент Роберт Кочарян стал главой государства во второй раз, они усилились и четко оформились. Как о том и предупреждали. "В случае переизбрания Кочаряна соотношение пророссийского и прозападного векторов в армянской внешней политике изменится с нынешних 70 к 30 процентов до, по крайней мере, 50 к 50, а то и больше", — заметил один ереванский аналитик перед президентскими выборами в Армении, прошедшими весной 2003 года.

Так оно и случилось. Все больше армянских политиков и молодежи, в большинстве своем не знающей русский язык (в стране осталось порядка 50 школ с преподаванием русского) и не помнящей времена Советского Союза, делают ставку на Запад. О евроинтеграции и развитии отношений с НАТО как приоритетных целях заявляет как власть, так и оппозиция. И не только заявляет, но и делает: совместные армянско-натовские учения и визиты генералов Альянса в Армению давно уже перестали вызывать общественный ажиотаж. Недавно Ереван сделал особо символичный жест, отправив в Ирак, на помощь бывшей антисаддамовской коалиции, свой ограниченный контингент, что вызвало нескрываемое неудовольствие Москвы.

Деятельность российского посольства в Ереване малозаметна как на фоне бурной активности посла США в Армении Джона Эванса, любителя дипломатических скандалов, так и строящегося огромного нового здания американского посольства (кстати, почти столь же внушительное сооружение возводится сейчас и в Тбилиси). Некоторые армянские политики предполагают, что на его территории будут размещены от 200 до 500 американских морских пехотинцев, что по эффективности выглядит сравнимым с потенциалом 102-й российской военной базы в Гюмри, даже если ее усилят 62-й базой, приговоренной к выводу из джавакхского Ахалкалаки.

Впрочем, Россия и сама заботится о понижении своей обороноспособности. Со времен распада СССР российские пограничники охраняют границы Армении с Ираном и Турцией. Однако вот уже несколько месяцев в столицах обоих государств циркулирует информация, согласно которой внешние рубежи страны в обозримом будущем (говорят о нескольких годах) должны полностью перейти под контроль армянской стороны. Если учесть, что в середине прошлого года Москва неожиданно сделала это в Таджикистане (процесс завершится к концу текущего года), оголив южные границы России, сообщение из Армении выглядит правдоподобным. А вот логичным оно покажется лишь в том случае, если одним из принципов новой стратегии РФ на постсоветском пространстве будет признан уход России из Закавказья, чего нельзя исключать.

В области гуманитарных технологий — поддержки и развития в Армении разного рода неправительственных организаций — американцы и европейцы не оставили Москве ни малейшего шанса. Армянский "третий сектор" живет на западные деньги. Российские государственные аналитики, по долгу службы предвидевшие такой поворот событий еще несколько лет назад, так ничего за это время и не предприняли, ссылаясь на отсутствие средств.

Мало что сделано и на других направлениях российско-армянского сотрудничества, за что Москва постоянно подвергается Ереваном суровой критике. Не всегда, правда, справедливой. Особое неудовольствие оппозиции, а в последнее время и представителей власти, вызывает заключенная в ноябре 2002 года сделка "Имущество в обмен на долг", по которой Россия получила 100% акций армянских предприятий — завода "Марс", НИИ математических наук, НИИ материаловедения, НИИ автоматизированных систем управления и Разданской ТЭС. Взамен Армении простили почти стомиллионный долг за поставку энергоносителей. Но за два с половиной года, истекшие с этого момента, заводы, в советское время производившие современную для тех лет электронику, так и не заработали. В Ереване заговорили о невыполнении Россией своих обязательств и о том, что сами армяне, пожалуй, справились бы лучше.

Но это крайне сомнительно. Недавно министр энергетики РФ Виктор Христенко назвал сумму капитальных вложений, необходимых для восстановления производства на одном только "Марсе". С учетом оборотных средств, пуско-наладочных работ, закупки нового технологического оборудования и технологий, восстановления энергетического комплекса и прочего для этого потребуется свыше 21 миллиона долларов, из них на первоочередные работы — 10,4 миллиона. Что касается трех оставшихся НИИ, то к 2006 году на их базе планируется создание Российского опорного научно-производственного центра информационных технологий и радиоэлектроники в Закавказье. На реконструкцию его опытно-производственной базы к 2008 году потребуется около 23 миллионов долларов. Если к тому времени Армения по-прежнему будет оставаться в блокадном кольце и сквозное движение по Закавказской железной дороге не будет восстановлено (а сейчас это полностью зависит от позиции Грузии), продукция "Марса" и Российского центра окажется воистину драгоценной.

Невыгодность этого приобретения для России настолько очевидна, что использовать историю с "Имуществом в обмен на долг" против Москвы как-то даже не совсем прилично. Постоянство, с которой эта тема возникает в политическом поле Армении, наводит на мысль, что сделка — всего лишь повод для муссирования в армянском обществе антироссийских настроений. Как, впрочем, и разговоры о неисчислимых бедствиях, которые принесло стране случившееся после бесланской трагедии временное закрытие КПП "Верхний Ларс" на российско-грузинской границе. Спору нет, сотни армян, возвращавшихся на родину или стремящихся временно ее покинуть, попали из-за этого в тяжелую ситуацию, и правительствам России и Армении следовало всемерно облегчить их тяготы. Однако причина, по которой граница на месяц оказалась на замке, была слишком серьезной, чтобы принимать во внимание чьи-то частные интересы. Москва была обязана разъяснить это своему стратегическому союзнику, проведя нормальную пропагандистскую работу, но, как обычно, пустила все на самотек.

Однако главным фактором изменения отношения армян к России является безоговорочная (как считают в Ереване) поддержка Москвой режима Роберта Кочаряна. Претензий внутри страны к нему множество, и сформулированы они еще по итогам его первого президентского срока. Главная из них — коррумпированность и склонность к неправовым методам решения "вопросов". Маленьким, но характерным примером является проект застройки ереванского Северного проспекта, который осуществляют представители российского бизнеса. Прежних жителей этого района согнали с земли, грубо нарушив при этом, по мнению армянских правозащитников, действующее законодательство. "Незаконную депортацию тысяч людей организует армянское правительство — но как бы с целью передать участки русским, — рассказывает армянский коллега. — Пострадавшие прямо говорят, что им всё равно, кто выгоняет на улицу — турки, как в начале XX века, или свои". Прежде, чем приступать к такого рода проектам, следовало бы юридически грамотно провести всю процедуру отчуждения землевладений. Однако сделать это, сняв тем самым еще один мелкий повод для роста антироссийских настроений, наверное, еще не поздно.

"Зачем вы поддерживаете Кочаряна?" — вопрошают Москву, пожалуй, все представители армянской оппозиции. "Россия говорит: хотите вы того или нет, но будет Роберт Кочарян, а после его ухода — тот, кого назовет Кочарян, — заявил ереванской газете "Аравот" лидер партии "Республика" Арам Саркисян. — А что говорят Европа и Запад? Говорят: мы готовы вам помочь, предоставить деньги для вашей экономической деятельности, но вместо этого вы должны ввести европейскую систему ценностей, сформировать власть, исходя из принципов демократии. И если после этого еще находятся люди с пророссийской ориентацией, мне остается только удивляться". Одна беда — армянский политик или действительно верит этим ничем не подкрепленным обещаниям, или морочит голову своим избирателям.

Речь, впрочем, сейчас не о нем, а о Кочаряне. Грозит ли Армении следующая "революция"? В 2003 году Роберт Кочарян вновь возглавил государство, выиграв во втором туре у популярного оппозиционного лидера Степана Демирчяна. Оппозиция, заявив о фальсификациях и массовом применении административного ресурса, поставила под сомнение убедительность его победы. В итоге Конституционный суд предписал властям провести референдум о доверии президенту. Отведенный на это год истек, но подготовку к народному волеизъявлению даже не думали начинать.

Возмущенная таким отношением к вердикту КС и своим избирателям оппозиция, вдохновленная ноябрьским примером государственного переворота в Грузии, организовала в апреле прошлого года массовые митинги и демонстрации с требованием отставки Роберта Кочаряна. Однако глава государства, вместо того, чтобы по примеру Эдуарда Шеварднадзе исполнить желание протестующих, попросту их разогнал. Через год после поражения в Армении вновь заговорили о "революции" и досрочной отставке президента. Случившееся в Киргизии заставляет повнимательнее прислушаться к этим призывам, хотя большинство ереванских аналитиков признает, что революционной ситуации в республике нет, а позиции президента достаточно крепки.

Как заметил по следам бишкекских событий лидер партии "Новые времена" Арам Карапетян (на последних президентских выборах он занял четвертое место), если Кочарян вовремя не проведет реформы "сверху", киргизский сценарий не исключен и в Армении. Вопрос в том, чтобы в итоге не получилось так, как в Грузии и на Украине, и к власти пришли защитники национальных интересов. Революция должна делаться исключительно изнутри, без вмешательства внешних сил, уверен Карапетян.

Но тут-то и зарыта собака. Понятно, что Запад не для того вкладывает в Армению столько средств, чтобы позволить армянам самим распоряжаться своей исторической судьбой. Свержение Роберта Кочаряна вполне укладывается в русло американской политики в Закавказье: действующий президент никогда не станет таким антироссийским, как хотелось бы Вашингтону, сколь бы "комплементарную" политику он не вел. Как показывают события последнего года, места сторонников "многовекторности", даже склоняющихся на сторону Запада, должны занять идейные проводники политики США. Причем, по последней политической моде, лучше, чтобы они были не вполне психически адекватными или физически ущербными, а еще прекрасней — совмещали бы одно с другим, а также были женаты на иностранке из дальнего зарубежья.

В армянской прессе уже появляются сообщения, согласно которым в ближайшее время в стране активизируется деятельность Фонда гражданских свобод, учредителем которого является Борис Березовский (он же Платон Еленин). Есть сведения и о том, что в Ереван рвется Александр Маркович — организатор сербского "Отпора" и консультант грузинской "Кмары" и украинской "Поры". "Маркович под видом журналиста собирается организовать совместно с оппозицией революцию в Армении", — заявил армянскому еженедельнику "168 Жам" проживающий в Москве сопредседатель армяно-российского экономического форума "Арадес", лидер партии имени Федорова Левон Чахмахчян, сторонник режима Кочаряна. Будут ли усилия Марковича направлены на достижение интересов армянского народа? Ответ отрицательный.

Год назад армянская оппозиция не сумела реализовать свой шанс "свергнуть преступный режим Кочаряна". Возможно, за это время она сумела извлечь уроки из апрельского поражения. Однако у нее появилась и возможность сравнивать. Приход к власти Михаила Саакашвили не принес Грузии обещанного процветания, зато развернулось активное изничтожение грузинского национального самосознания. Украина при новом режиме начинает с люстрации и заявлений об изгнании российского Черноморского флота. Стоит ли идти по этому порочному пути, пытаясь избавиться от далеко не идеального, но легитимного Роберта Кочаряна, теряя при этом государственность и национальную идентичность? Но главная опасность, угрожающая Армении при выборе ее элитами прозападного курса, — полная и окончательная потеря Нагорного Карабаха. Наивно думать, что ради дружбы с Ереваном Вашингтон и Страсбург поссорятся с Баку и Анкарой. Кто платит, тот и заказывает музыку. Это — судьба небольшого государства.

Впрочем, Россия, кажется, взялась подыгрывать ереванским и вашингтонским "революционерам". "Развитие ситуации в Киргизии не стало для нас неожиданностью, — пробубнил Владимир Путин на пресс-конференции в Ереване. — Это результат и слабости власти, и накопившихся социально-экономических проблем". Но так не говорят о союзниках, одним из которых, несомненно, был для России Аскар Акаев. Для рассуждений о причинах их неудач выбирают другие слова. О чем думал в этот момент сидевший рядом с президентом России Роберт Кочарян? Наверняка о том, что, случись ему досрочно покинуть свой пост, в Москве вот так же с презрением скажут: это результат слабости власти… Имея таких "стратегических союзников", остается или давить "революцию" в зародыше, рискуя навеки заслужить репутацию "кровавого режима", или бросаться в объятья стратегического противника по примеру молдавского президента Владимира Воронина. Еще можно попробовать разъяснить своему народу последствия "революции" и "прозападного курса", опираясь на живые примеры соседей по СНГ. Какой путь изберет Кочарян?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram