Кремль не вожделел Склярова

Кремль не вожделел Склярова

Расскажите о своей последней избирательной кампании.

Последняя кампания – выборы губернатора Нижегородской области. При этом задача, которая ставилась на самом деле...

Кем ставилась?

…Была связана с тем, чтобы не допустить к власти Климентьева (который еще весной с большим отрывом был лидером опросов), поскольку, несмотря на всю опасность положения, решение о том, чтобы не снимать Климентьева с выборов, принималось на самом высоком уровне. Я думаю, что это было правильное решение. Ведь если бы мы нашли формальный повод для отстранения его от выборов (а какие-то нарушения всегда можно найти практически у каждого кандидата), у Климентьева сохранился бы ореол человека, которому не дали победить на выборах. Поэтому, я думаю, это было единственно верное решение – не снимать его с выборов, а дать ему возможность участвовать в выборах до самого конца, но сделать все для того, чтобы он не занял первое место. При этом высказывалось пожелание...

Кем?

...Чтобы он занял только третье место. Поэтому то обстоятельство, что он занял пятое место, было оценено как хороший результат, как серьезный успех...

Кем?

Владимиром Владимировичем....Ореол гонимого с него был снят, и он заявил о том, что больше не будет принимать участия в политической деятельности. Это – серьезный результат.

В интересах какого кандидата Вы работали против Климентьева?

Я работал в команде, которую по просьбе Кириенко создала и которой руководила Любовь Николаевна Глебова. Вопросами идеологии в ней занимался Марат Гельман. Задачи этой команде ставил Кириенко на основе того, о чем просил его президент. Что касается ее работы на Склярова, то Кириенко, встречаясь с костяком команды уже после второго тура выборов, сказал о том, что победа Склярова была просто невыполнимой задачей. По большому счету, в таком виде она перед этой командой и не ставилась. Федеральной властью, Кремлем задача ставилась только по Климентьеву. И в этом плане Кремль воспринял результаты выборов совершенно спокойно. (Я думаю, что у них будет нормальное деловое сотрудничество с Ходыревым.) Ну, а наша команда, конечно, была расстроена, потому что мы работали конкретно на Склярова.

Как получилось, что СПС остановил свой выбор на Склярове, который, по Вашим словам, не является либералом?

Я думаю, что определенный прагматизм всегда должен иметь место. Тем более что Скляров пришел на пост губернатора вслед за Немцовым и при его фактической поддержке.

Но ведь у СПС, как казалось, был свой кандидат – Савельев...

Поведение Савельева часто было чисто провокационным, и у меня сложилось такое впечатление, что он был скорее сторонником Климентьева, чем каким-то последовательным сторонником СПС. Так что я не думаю, что это была бы хорошая кандидатура для либералов.

Почему Савельев во втором туре поддержал Ходырева?

Я думаю, в первую очередь, с целью получения некой моральной компенсации. Потому что он всерьез рассчитывал на успех, и, насколько я знаю, его окружение поддерживало его в этих ожиданиях. Имел место даже такой эпизод: после неудачного для себя первого тура выборов члены его команды быстро собрали свои вещички и выехали из гостиницы "Волга", которая является собственностью Савельева. Однако через несколько дней они вернулись, так как Савельев сказал им примерно следующее: "Я на вас обиды не держу, и давайте хотя бы испортим картину главному кандидату". Играя на поражение Склярова, он, видимо, хотел «нагадить» не столько самому Склярову, сколько Кириенко, с которым у него не сложились отношения, и которому он давно мешает, несмотря на то, что Кириенко у в свое время помог ему выйти на высокий уровень. Так что это был вариант моральной компенсации для себя. А во-вторых, он, наверное, надеялся, что в случае победы Ходырева он и его люди получат какие-то посты.

Была информация о том, что всю избирательную кампанию Склярова возглавлял Гельман...

Я уже сказал о том, что Любовь Глебова была руководителем предвыборной кампании и определяла ее основные ориентиры. Непосредственно штабом руководил Евгений Люлин – вице-президент "Сибурнефтехима", который на это время взял отпуск за свой счет. Он руководил людьми, а основными ориентирами занималась Любовь Николаева, Гельман же формировал идеологию кампании. Например, через него проходили все слоганы, все основные тезисы, все материалы кампании, в том числе листовки. Он занимался также медиа-планированием. А лично я отвечал за работу с доверенными лицами в самом Нижнем Новгороде – городе, где была наиболее тяжелая ситуация, хотя многие известные люди согласились с нами работать. Мы, в частности, проводили встречи и другие массовые мероприятия, среди которых – День пива. Формально это была рекламная акция Лыськовского пивного завода, но готовилась и осуществлялась она в полном сотрудничестве с нами. Лозунги типа: "Выпей кружку за Петровича, Петрович любит пиво", родились благодаря нам. И нарушения здесь никакого тоже не было, потому что символом Дня пива был Пивной Дух Макарий Петрович Лыськов, и за какого из Петровичей предлагалось пить – неясно (Имя-отчество Склярова – Иван Петрович. – АПН). Ну, что тут дальше расшифровывать...

Можете ли Вы рассказать о каких-то особенностях данной избирательной кампании?

Они заключались в том, что сейчас стало гораздо сложнее работать на водоразделе по линии: правый (сторонник реформ) – коммунист, потому что сейчас прежние грани стерлись, и все смешалось. Многие коммунисты ведут себя вовсе не по-коммунистически, а больше по-социал-демократически, а многие "демократы" давно доказали свою недемократичность. И поэтому на первое место выходит личность кандидата.

Когда перед вторым туром была принята линия на то, чтобы пугать избирателя приходом к власти коммуниста Ходырева, я сразу сказал, что она не сработает. Несмотря на это, по примеру антизюгановской кампании на президентских выборах 96-го года, когда выпускались листовки: "Купи себе немножко еды", на этот раз распространялись листовки: "Если придет Ходырев, купи себе соли и сахара". Тем не менее, директор очень большого оборонного предприятия А.Г.Блох жаловался мне, что его интеллигенция – технологи, конструкторы, инженеры – высказываются в поддержку Ходырева. Когда он говорил им, что это – коммунист, они отвечали, что во главе области должени встать новый человек. Так что люди голосовали за Ходырева не как за коммуниста, а как за нового человека, с которым связывали надежды на изменения в жизни области.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram