По мнению Максима Дианова, все получилось ожидаемо. Лидеры гонки стали лидерами первого тура. Однако прогнозировать итог второго этапа сложно, потому что разрыв между ними минимален, и ни один из кандидатов губернатором раньше не был. В целом же политолог предложил строить прогноз так: во втором туре не столько выигрывает Хлопонин, сколько проигрывает Усс.
Во-первых, как считает эксперт, Уссу не стоит рассчитывать на голоса избирателей мэра Красноярска Петра Пимашкова. За время кампании глава Законодательного Собрания и градоначальник вылили друг на друга столько грязи, что теперь «пимашковцы» могут прийти на второй тур лишь для того, чтобы проголосовать против Усса. Похожая ситуация, напоминает аналитик, была в 1996 году в Волгограде. Тогда после атаки действующего губернатора Шабунина на своего конкурента, волгоградского головы мэра Юрия Чехова, сторонники мэра пришли голосовать не за новичка Максюту, но против надоевшего Шабунина.
Во-вторых, отметил политолог, настораживает низкая динамика роста рейтинга Усса. В последние годы его популярность устойчиво держится на уровне 24-27 процентов. Еще несколько процентов он отвоевал за счет пиар-технологий, но это очень незначительная цифра. Либо это ограничение накладывает пропагандируемый Уссом лозунг «Голосуйте за наших» (то есть, объем патриотически настроенного электората), либо дело в невысокой квалификации его пиарщиков.
Тем временем рейтинг Хлопонина не стоял на месте с начала активной избирательной кампании (начавшись с 3 процентов), равно как и рейтинг третьего кандидата Сергея Глазьева.
К тому же, по мнению Дианова, фактор этого экс-кандидата сыграет весьма важную роль во втором туре. В целом, можно сказать, что если кто и выиграл на выборах, так это он. Если бы представитель Компартии оказался вторым, он был бы обречен на бесславный проигрыш. Заняв же третье место, он, прежде всего, доказал свое право на место в федеральной политике. Если Петр Романов на прошлых красноярских выборах получил твердые 12 процентов, - что может быть идентифицировано как «делянка» КПРФ в Красноярском крае, - то Сергей Глазьев не только добился повышения этого числа до 15-17 процентов, но и сумел активизировать 5-7 процентов «скрытого электората» (что не удалось Уссу). Доказав свое влияние и возможности, он получил свободу выбора.
Сегодня Глазьев опротестовал итоги первого тура, однако, в ближайшем будущем он может предложить экономические услуги (свои и своей команды) или же просто передать голоса одному из фаворитов гонки. По мнению Дианова, вряд ли эти голоса достанутся главному краевому законодателю. Кампания Глазьева была как будто «заточена» под Хлопонина. Экономические лозунги доминировали над политическими. «Мессидж» Глазьева избирателям был следующий: «я не коммунист, я экономист, неважно, что я не из ваших краев, моя главная задача, чтобы вы жили лучше». Фактически то же самое говорил и Хлопонин: «неважно, что я с Севера, важно, что я знаю, как сделать вашу жизнь достойной».
Сейчас, отмечает эксперт, действительно, очень многое зависит от решения Кремля: кого поддержать. Однако вряд ли он обопрется на Усса. Ведущего краевого политика может подвести поддержка нелюбимого федеральным центром Анатолия Быкова. Чтобы успеть дистанцироваться от него, у Усса просто нет времени.
Но главное, по мнению Дианова, от этой кампании проиграл сам Красноярский край. Несмотря на понимание, что ругаться нельзя, ругались все претенденты, кроме Глазьева. Это создало ситуацию, что после выборов, - кто бы ни победил, - край будет находиться в более конфликтной ситуации, чем до них. В конфликте, осложняющем жизнь региона, будут пребывать не только видные политики, но, главное, ведущие экономические группировки. Если считать, что первоочередная задача свежеизбранного главы края - наполнить бюджет, - эта ситуация обеспечит ему (и всем красноярцам) перманентную головную боль. Разве что победитель решит самолично вкладывать деньги в край или отважится на боевой компромисс с экономическими конкурентами.