По мнению Михаила Делягина, федеральный бюджет, сверстанный Минфином, основан на не сообразующихся между собой вещах. Он спроектирован исходя из инфляции, которая составит 10-13 процентов. Однако, понятно, что при 10 процентах бюджет будет один, при 13 - другой. Когда же говорится, что инфляция ожидается в размере 10-13 процентов, а при этом величина экономического роста четко фиксируется в процентах роста ВВП, - ясно, что документ носит фиктивно-декларативный характер. То есть цифры, которые в него заложены, - считает Делягин, - нереальны. Они внушают сомнение в достоверности предлагаемого бюджета.
Другим недостатком этого документа, считает Михаил Делягин, является то, что доходы в нем рассчитаны из одного прогноза - из цены на нефть в размере 22 долларов за баррель, а расходы из другого - из цены на нефть в 17 долларов за баррель. Подобный разный подход недопустим, убежден Делягин. Хотелось бы, говорит он, получить от правительства заверение, что указанное «раздвоение сознания», эта «шизофрения» будут при доработке проекта устранены. В противном случае о документе можно будет сказать, что он является всего лишь документом пропагандистского плана.
Другой негативной особенностью проекта является, по мнению Делягина, то, что его составители в Минфине и Минэкономразвитии исходят из прогноза, что к 2004 году отток капитала из страны сократится более чем в два раза. «Совершенно непонятно, на чем основан такой оптимизм. Политика правительства, которая сейчас проводится, не только не сдерживает отток капитала, напротив - выталкивает капитал из России. Ведь нет должной защиты собственности, нет обуздания произвола монополий».
Есть в документе и позитивные вещи, продолжал Делягин. Впервые в истории реформируемой России расходы на социальные нужды будут больше расходов на содержание милиции и ФСБ. И это, конечно, знаковый момент, который всячески следует приветствовать.
В целом же, заключил Делягин, возникают сомнения в серьезности предлагаемого федерального бюджета на будущий год. В этой связи закономерен вопрос, почему высокие чиновники поступают таким образом? Потому, говорит Делягин, что отлично представляют себе, что у нашего общества нет никаких возможностей оказывать на власть реальное влияние. «Оно промолчит, а Государственная Дума проголосует за любую ересь, которую внесет в парламент правительство».