Оранжевый погром

Действия американской администрации на выборах в киргизский парламент, и самоустранение России от ответственности за происходящее в этой стране привели к образованию нового очага напряженности в Центральной Азии. В то время, как руководство РФ, обжегшись на Украине, боится подуть на киргизскую воду, бесцеремонные действия американских дипломатов и сетевых технологов спровоцировали волну насилия в республике и поставили ее на грань гражданской войны.

Внимательный анализ событий, происходящих в настоящий момент в Оше и Джалал-Абаде, рождает весьма грустные прогнозы развития ситуации. Лидеры оппозиции, несмотря на регулярные пафосные заявления, никаких городов и районов на юге Киргизии под контроль не брали.

Настоящие правители на юге Киргизии — подростковые банды, захватившие ряд административных зданий, и теперь находящиеся в активных поисках новой добычи. Киргизский вариант "Поры" — это уже даже не молодежь, это — дети. Дети, получившие деньги заокеанских спонсоров через посредничество Розы Отунбаевой и Ко, и вкусившие плоды анархии и насилия. Уголовников из тюрем они уже освободили, еще пара дней уйдет на местные магазины и иные источники материальных ценностей. Достаточно лишь вспомнить Кампучию и Сьерра-Леоне, чтобы понять, что будет, когда на смену подростку с палкой придет подросток с автоматом. И представить, как скоро посеявший киргизский ветер посол США Стивен Янг, напрочь забывший о существовании дипломатический Венской конвенции, получит исламскую бурю.

Эта буря сметет на далекий Тайвань и самого Стивена Янга (куда, кстати, его уже давно прочат). Ведь именно стараниями господина американского посланника улицы южных киргизских городов находятся во власти толпы, основным лозунгом для которой должно было быть "Пора в школу!", а никак не "Марш на Бишкек!". И каждая жертва волны насилия будет, в том числе, и на совести господина с форматной молодежно-революционной фамилией и его технологов из всевозможных институтов и фондов.

Киргизия страна маленькая и бедная. Чуть больше пяти миллионов населения, кормящегося почти натуральным хозяйством и челночной торговлей. Практически отсутствующая промышленность. Государственный бюджет, не достигающий и полумиллиарда долларов, причем одним из главных источников дохода в нем является иностранная помощь и кредиты. До трети взрослого населения выживает за счет заработков за рубежом. Точно оценить теневую экономику Киргизии затруднительно, но можно с уверенностью заявить, что ее размеры превышают размеры официальной. В стране — тотальная коррумпированность и клановость государственного аппарата.

Собственно, государственные должности — это почти единственно возможный приличный источник дохода в республике. Неудивительно, что в государстве с сильными родовыми традициями привлекательное "кормление" с бюджета становится источником вожделения и поводом для постоянных злоупотреблений. И как любой чиновник (от начальника отделения милиции до министра правительства) старается окружить себя другими выходцами из собственного рода-племени, так и собственно президент Аскар Акаев предпочитает своих сары-багышских земляков всем остальным.

Понятно, что всех осчастливить с государственной кормушки невозможно, и представителям других киргизских племен и других национальностей (в стране проживает значительное количество узбеков и русских) с местами и должностями не так везет. А хлынувший в страну после появления американской военной базы в Манасе грантопоток (невеликий по меркам других стран, но вполне достаточный для Киргизии) был воспринят местными племенными элитами как альтернативный бюджетному источник. Благо и бюджет у страны невелик, и пенсий и пособий нищему населению с грантов платить не требуется. Да и американскую сторону понять можно — кроме как во власть, в Киргизии инвестировать почти не во что.

В результате в Киргизии возник странный механизм питания как властных, так и альтернативных элит с помощью иностранных вливаний. Легкие и доступные грантовые деньги привлекли весьма разных людей, выкинутых с государственных постов и сразу же прозревших относительно характера акаевского режима. Список деятелей оппозиции объединяет, в частности, бывших премьер-министров Киргизии Курманбека Бакиева и Амангельды Муралиева, бывших министров иностранных дел Муратбек Иманалиева и Розу Отунбаеву. Американским инвесторам хотелось бы заменить А.Акаева на К.Бакиева, но беспредельная активность госпожи Отунбаевой выдвинула на первый план именно ее фигуру.

Уровень договороспособности, равно как и управленческий потенциал странного оппозиционного микста, составленного из групп и кланов с весьма разносторонними интересами, наглядно демонстрируется эпизодом с избранием официального цвета "революции". Разные лидеры со своими сторонниками вышли в итоге на первый тур парламентских выборов с ленточками разных цветов, что и привело к тому, что мы получили, наконец, название "революция тюльпанов", вместо ожидаемой цветной темы.

Демагогические обещания относительно будущего развития республики (наполненные еще меньшим смыслом, чем акаевские пятилетки, получившие постмодернисткое название "матриц развития"), равно как персональные данные "революционеров", позволяют прогнозировать лишь ухудшение ситуации в республике в случае возможной победы оппозиции. Кроме того, возможности чахлого киргизского ресурса кормления явно не соответствуют амбициям и количеству "революционеров".

Прозревшие российские эксперты уже успели заявить о "новой" линии противостояния Север-Юг (некоторые "аналитики" договорились до фраз типа "богатый север" — можно посоветовать им побывать в республике и воочию посмотреть на это богатство) вместо используемого ранее клише противостояния Демократы-Автократы. Но и это не финальная стадия деконструкции конфликта. Скоро им придется разбираться в запутанных противоречиях племен и семей.

Тем временем последнее, что оставалось у граждан Киргизии, — мир и стабильность, — стремительно исчезает. Остается лишь пожалеть безработную нищую молодежь южных областей страны, готовую за 2-3 доллара в день участвовать в "акциях протеста" и тащить наверх новых X–баев и Y-бастыков. Ведь другой работы у них просто нет, и на горизонте не предвидится.

Среди приоритетов США на постсоветском пространстве Средняя Азия всегда шла в конце списка — Украина и Кавказ были гораздо важнее. Однако теперь руки дошли и до политического захолустья. Кавказские ворота к Центральной Азии уже открыты, Афганистан взят под контроль. Все это, равно как и подготовка к "демократизации" Ирана, вынуждает США оказывать среднеазиатским режимам большее внимание, чем раньше.

Парадокс, но именно относительная либеральность А.Акаева (в сравнении, конечно, с окружающими государствами) стала одной из главных причин происходящих в стране событий. Ни С. Ниязов, ни И. Каримов сетевых специалистов-"демократизаторов" в страну просто не пускают, а большинству оппозиционеров там уготованы тюремные перспективы взамен приятного "распила" заокеанских грантов. Однако у киргизского лидера, весьма зависящего от американских вливаний (так, за каждый взлет/посадку на военной базе в Манасе киргизский бюджет получает по 7 000 долларов, а взлетов в день бывает в среднем около семи) мало пространства для маневра. Ни границ не закроешь, ни Стивена Янга, лично инструктирующего оппозицию, не вышлешь.

Да, именно бедная и открытая Киргизия лучше всего подходила для роли форпоста американских интересов в регионе. Удобное географическое положение, незначительность финансовых вложений, относительная открытость киргизов западным веяниям и слабость местной власти обещали легкую прогулку и давали надежду на построение здесь в будущем образцово-показательного демократического анклава. Из которого можно действовать далее — в направлении важных Казахстана и Узбекистана. Оппозиционеров вывозили на кастинг к заместителю помощника госсекретаря США (уровень приема делегации соответствовал масштабу страны) Линн Паско (ныне трудится послом в Индонезии и вникает в проблему последствий цунами), где и были обговорены планы будущей операции. Были развернуты традиционные сетевые структуры. Открыли типографию, печатающую оппозиционные газеты.

Однако сетевые кадры оказались не лучшего качества, чем эксперты и аналитики, занимавшиеся Киргизией. Кроме того, представление о стране как о "дальнем захолустье" сыграло с американцами злую шутку — в Вашингтоне решили, что для успешной операции здесь значительных сил не понадобится. Теперь же, по итогам всех "наломанных дров", остается предлагать конфликтующим сторонам посредничество (воистину, кому же их мирить, как не "разводящим") и уповать на воздействие резолюции Сената №66 о ситуации в Киргизии и непререкаемый авторитет в стране "недремлющего ока демократии" сенатора МакКейна.

Киргизия — государство, мягко говоря, странное — обязанное своим рождением скорее чистой случайности. И прекратить свое существование оно может также легко. Однако менее всего в возможном прирастании Узбекистана и Казахстана за счет киргизских территорий заинтересованы именно США. Еще один парадокс — все действия эмиссаров из Соединенных Штатов содействовали именно текущему печальному сценарию — Киргизия находится на грани гражданской войны и развала. Узбекистан подтягивает к границе свои вооруженные силы, и не дай бог случиться антиузбекским провокациям (хорошо, что все стороны пока помнят, что случилось в Оше в 1990 году). Да и Китай на этот раз может не ограничиться ролью простого наблюдателя и заявить во весь голос о своих усиливающихся интересах в регионе. И в первую очередь Китай озабочен американским военным присутствием в Манасе (и потенциальной радиолокационной разведкой за своей территорией) и пресечением активности уйгурских сепаратистов на киргизской территории.

Имеющий напряженные отношения с США И. Каримов вряд ли решится на интервенцию. Сложно ожидать активных силовых действий и от Н. Назарбаева, продолжающего политику фактической экономической блокады Киргизии. А. Акаев с готовностью бы принял "корону" из рук Москвы, но, похоже, что российское руководство не скоро решится предпринять что-либо на постсоветском пространстве после показательного украинского урока. Своими силами подавить южные беспорядки А.Акаев не может, ибо сил этих фактически нет. Однако для того, чтобы перекрыть дороги, ведущие на север, имеющегося в наличии силового ресурса достаточно. Киргизскому лидеру остается надеется, что толпа постепенно разойдется по домам, финансовые источники активности оппозиции поиссякнут, а новоиспеченные самопровозглашенные курултаи и акимы активно переконфликтуют друг с другом. Возможно, что кому-то из лидеров оппозиции (вероятно, К. Бакиеву) А.Акаев сумеет предложит выгодную сделку.

Все это хорошие варианты. Хорошие просто тем, что они бескровные.

Есть варианты куда более опасные. События последних лет показывают, что наибольшую пользу из хаоса извлекают исламисты. И развившим в последнее время некоторую активность членам религиозной радикальной партии "Хизб ут-Тахрир" грех не воспользоваться моментом и не объяснить бедным и безработным молодым гражданам на юге страны, что ислам един и для киргизов и для узбеков. Да и патронам благотворительной исламской организации "Аль-вакф аль-Ислами", миссионерствующей в Киргизии, доставило бы немалое удовольствие утереть нос американцам в регионе.

Серьезнейшие проблемы в центральноазиатском регионе появятся тогда, когда зеленые деньги уступят зеленому знамени пальму первенства во влиянии на ситуацию.

Тогда вашингтонским стратегам, может быть, станет понятно, что попытка внедрения чужеродных моделей управления зачастую приводит к прямо противоположным результатам. Особенно в таком кондовом исполнении, как в Киргизии, и при помощниках, подобных Розе Отунбаевой.

Ну и в заключение можно немного помечтать. О том, как российский МИД вместо дежурных заявлений об осуждении оппозиционного насилия в пожарном порядке организует мирную конференцию при участии президентов России и Казахстана где-нибудь в Астане, и пригласит на нее А. Акаева и лидеров оппозиции. Как на юг Киргизии войдет российский миротворческий батальон (вполне достаточно, поверьте) и прекратит беспорядки. И как в Киргизии пройдут через пару месяцев повторные выборы в Жогорку Кенеш с избирательными комиссиями, состоящими из граждан России, Казахстана и ряда европейских стран. А конфликтующие стороны предварительно подпишут соглашение о признании результатов этих выборов окончательными. И в результате в Киргизии не будет ни беспорядков, ни жертв, ни Стивена Янга со его сетевыми демократическими миссионерами. Но, к сожалению, это все — только мечты.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram