Как известно, в Нижегородской области на губернаторских выборах победил коммунист Геннадий Ходырев, более чем вдвое обставивший представителя "партии власти" Ивана Склярова. Событие сенсационное, если учесть, что Нижний Новгород в 90-е годы прошлого века служил оплотом "демократов" и "полигоном реформ". Не последнюю роль в этом сыграла череда скандалов, связанных с организацией избирательной кампания Склярова, которой фактически руководил Сергей Кириенко. При этом роль первой скрипки в команде Кириенко отводилась скандально знаменитому московоскому галерейщику и политтехнологу Марату Гельману.
Гельман, прибывший из столицы со своей командой, чтобы обеспечить победу Склярова, приковывал к себе внимание нижегородской интеллигенции едва ли не больше, чем сами непосредственные участники предвыборного забега. Напомним, что Марат Гельман - младший партнЈр легендарного "отца Путина" Глеба Павловского - в 1999 году вЈл избирательную кампанию Сергея Кириенко, баллотировавшегося тогда на пост мэра Москвы. И хотя соперничество с Лужковым было для нынешнего полпреда президента в Приволжском федеральном округе не слишком успешным, Кириенко, которого молва называла реальным руководителем кампании Склярова, пригласил Гельмана в Нижний, вновь доверив ему ответственную и во многом весьма деликатную миссию.
Нижегородчину заполонили слухи не только об экстравагантых акциях Гельмана и его баснословных гонорарах, но и о богемном образе жизни этого поборника современного искусства: лукулловских пирах, совещаниях в саунах и даже пристрастии к кокаину. Но что самое интересное - именитый московский политтехнолог не чурался давать интервью местной прессе, в которых фактически подтверждал эти слухи. Вот выдержка из гельмановского интервью нижегородской газете "Светская жизнь".
- Вас интересуют в жизни банальные вещи?
- Секс, драгс - или что? Ну, безусловно.
- Какие?
- И секс, и драгс.
- Какой может быть "драгс" при вашей несусветной занятости?
- Шутка, конечно, но, кстати, иногда это снимает усталость - если не увлекаться. Я попробовал в тридцать лет, не увлекаюсь и думаю, что в моем возрасте это безопасно.
- Хотелось бы пример все-таки по-настоящему банальный.
- У меня двое сыновей. Я увлекаюсь кухней и возможность есть разную еду считаю одним из завоеваний перестройки. Изучил все нижегородские рестораны.
Возможно, "драгс" (по-русски - наркотики) действительно безопасны для репутации галерейщика Гельмана, учитывая специфический имидж, как его собственный, так и эпатирующих публику художников его круга. Чего не скажешь о репутации его клиентов в глазах довольно консервативного российского, особенно провинциального, электората. И без того Скляров слыл среди нижегородцев человеком, ведущим не вполне трезвый образ жизни. А тут ещЈ рядом с ним появляется тесно связанный с Сергеем Кириенко знаменитый пиарщик, который сам признаЈтся, что балуется кокаином.
Зато демонический образ Гельмана оказался большим подарком для оппонентов Склярова. Бедного Марата они склоняли и в хвост, и в гриву, приписывая ему все собственные грубые выходки. Город "украсили" плакаты и надписи на заборах с грубыми оскорблениями в адрес действующего губернатора? Так это всЈ проделки хитроумного Гельмана с целью обвинить соперников Склярова в использовании грязных приЈмов! Бомжи агитируют за руководителя области? Опять-таки Гельман виноват...
И что характерно: так слава "неугомонного и вездесущего" Марата Гельмана трудами его противников росла и росла. К вящему удовольствию обеих сторон.
Правда, мероприятия, которые реально устраивали Гельман и Ко, порою проваливались из-за преждевременных информационных "утечек". Например, фальшивый номер "Советской России" с мнимой речью Геннадия Зюганова - творение гельмановцев - оказался в руках коммунистов прежде, чем попал в печать. И Зюганов успел заблаговременно разоблачить мистификаторов.
В кампании победителя выборов коммуниста Геннадия Ходырева важнейшую роль также сыграли политтехнологи-москвичи. Например, на последнем этапе кампании центральными фигурами в штабе Ходырева был человек, очень похожий на находившегося в отпуске скандально известного Антона Сурикова - пиарщика с репутацией "грушника", и его закадычный партнЈр Анатолий Баранов. Видимо, московские связи этих политтехнологов способствовали свободному перетеканию секретов из гельмановского окружения в стан коммунистов.
С поражением Склярова политической и аппаратной репутации Кириенко был нанесЈн определЈнный урон. Однако, по некоторым сведениям, полпреду удалось всЈ же в значительной степени удовлетворить свои экономические интересы. Что же касается Марата Гельмана, то он едва ли что-нибудь потерял. Он получил денежное вознаграждение, вызывающее зависть коллег по цеху. А слава его, пусть геростратова, воссияла лишь ярче. Что ещЈ галерейщику и специалисту по избирательным технологиям нужно?