Готовящийся закон об адвокатуре серьезно ужесточит процедуру принятия в адвокаты и, следовательно, повысит роль адвокатских коллегий как учреждений, которые принимают решения об этом.
На этом фоне в Межрегиональной коллегии адвокатов – одной из самых влиятельных в России - разыгралась драма с участием бывшего вице-спикера Государственной Думы Сергея Бабурина.
После ухода из большой политики Бабурин решил вспомнить о своем юридическом образовании и вернуться к адвокатской практике. Однако VIP-персоне не пристала роль простого адвоката, и Бабурин развернул борьбу за место главы коллегии. Однако на последней конференции коллегии это место досталось основателю коллегии Валерию Кулешову.
По версии источника АПН в министерстве юстиции, Бабурин был не согласен с решением коллегии и попробовал опротестовать его у министра юстиции Юрия Чайки. Чайка, у которого с Бабуриным издавна сложились хорошие отношения, немедленно дал указание провести новые выборы главы коллегии.
Однако на бюрократических путях от министра до адвокатов дело застопорилось. Бумаги, как рассказывает источник АПН, попали в управление юстиции Центрального федерального округа. Там изучили «материалы дела» и не нашли в избрании Кулешова никакого криминала.
После вердикта вышестоящих инстанций о том, что Кулешов был избран вполне легально, президиум Межрегиональной коллегии собрался и вовсе лишил Бабурина лицензии на адвокатскую практику.
Между тем, наблюдатели убеждены, что этот раунд борьбы не последний, и обладающий немалыми связями Сергей Бабурин попытается опротестовать и это решение, и предшествующее ему решение об избрании нынешнего главы коллегии. В частности, Бабурин с группой сторонников уже инициировал созыв новой конференции.
АПН обратился за комментарием к известным российским адвокатам. По словам члена московской городской коллегии адвокатов Юлии Милитаревой, нет никаких оснований оспаривать законность избрания руководителя адвокатской коллегии.
Межрегиональная коллегия, по словам Юлии Милитаревой, создана, вероятно, для ведения дел особой категории, связанных с гостайной. Естественно, что Сергея Бабурина могло туда потянуть. Однако Юлия Милитарева считает, что нет оснований оспаривать законность избрания руководителя коллегии, поскольку президиум избирается демократичным путем и из своего состава выбирает председателя.
Вместе с тем, Юлию Милитареву огорчает, что с образованием новых адвокатских коллегий и ростом численности адвокатов, в том числе в межрегиональной коллегии, московская и городская коллегии превращаются в обычный реестр адвокатов. Хотя, по мнению многих судей, они являются наиболее серьезными, и их названия ассоциируется со знаком качества.
Адвокат не знает юридической практики Сергея Бабурина, но у нее не вызывают симпатию его манеры – крайне самоуверенного, парикмахерского вида мужчины. Милитарева следила за работой Бабурина в Думе и считает, что он – матерый коммунист. Хотя, как заметила она, тот факт, что у него 4 детей, говорит, вероятно, о том, что он хороший семьянин.
Генеральный директор Бюро правовой поддержки Анатолий Блинов с сожалением заметил в интервью АПН, что распри происходят и в адвокатском мире.
По его словам, Межрегиональная коллегия занимается делами всех видов – и гражданскими, и уголовными. Но в большей степени сюда попадают прокурорские и милицейские.
Комментируя скандал вокруг Межрегиональной коллегии, Блинов подчеркнул, что адвокаты ни в коей мере не должны выносить сор из избы, поскольку потом договариваться о защите клиентов станет большой проблемой. Кроме того, это может вызвать падение уважения к адвокатуре в целом.
Блинов не знает бывшего парламентария Сергея Бабурина как адвоката, но, как отмечает он, депутаты не выражали ему доверия. По его личным наблюдениям, «Бабурин такой же флегматичный, как и Митрофанов, однако всегда появлялся там, где есть камеры». Адвокат не исключает, что ситуация, которая сложилась в Межрегиональной коллегии, связана с желанием Бабурина поруководить.