Не так давно глава МПС разослал по всем заинтересованным инстанциям письма, в которых потребовал от потребителей железнодорожных услуг с 1 августа двухнедельной предоплаты. Если ранее Министерство не могло отказать потребителям, у которых на депозите лежало хотя бы несколько рублей, то теперь каждый, не оплативший услуги железнодорожников на две недели вперед, может вполне «законно» быть лишен пользования подвижным составом.
Забудем на время о сомнительной правомерности таких нововведений. Попытаемся понять, куда же пойдут колоссальные средства, которые будут аккумулироваться в «финансовом департаменте» МПС – Транскредитбанке, который входит в бизнес-империю КФТ под руководством сына главного железнодорожника страны Рустама Аксененко.
Весьма вероятно, что глава МПС пустит деньги на реализацию своей голубой мечты – развития инфраструктуры Транссиба. Именно с этой магистралью, столетие которой отмечалось на днях, Николай Аксененко связывает судьбу своих капиталов. Идея-фикс главы МПС заключается в постройке за государственный счет железнодорожных веток к контролируемым им месторождениям полезных ископаемых. Речь идет прежде всего об Эльгинском угольном (Якутия) и Чинейском комплексном (Иркутская область) месторождениях, где найдены железная руда, титан, ванадий и золото. Интересно, что Аксененко собирается строить не только железнодорожные ветки к месторождениям, принадлежащим частным структурам, но и подъездные пути к ним, хотя общепринятая практика требует, чтобы последние работы осуществлялись непосредственными владельцами месторождений. В то же время Аксененко закрывает целое направление на Забайкальской железной дороге, которое очень нужно людям, но, увы, не входит в область его бизнес-интересов.
Однако деловой гений главы МПС на этом не останавливается. Он идет дальше. И вот, уже разрабатывается проект угольного терминала в порту Ванино, через который принадлежащий Аксененко уголь будет поставляться на экспорт. В проект заложено строительство 10 причалов с выходом в море, а пропускная способность планируется на уровне 10 млн. тонн сырья в год. При этом такие масштабные и дорогостоящие проекты будут осуществляться на государственные (то есть наши с вами) деньги.
Во всех этих делах глава МПС проявляет завидную деловую сноровку. Столь ответственное дело, как строительство железнодорожных веток, подъездных путей и даже упомянутого угольного терминала он поручил еще одной очень близкой и вполне контролируемой организации – Балтийской строительной компании. Таким образом предприимчивый железнодорожник получает возможность «доить» государственную корову на нескольких этапах, регулярно «перечисляя» денежные средства в свои бездонные карманы.
Первое, что вызывает недоумение, при взгляде на эти действия Аксененко, это их поспешность. Ведь все, что описано выше довольно рискованно и может осуществляться без помех лишь при наличии «зеленой улицы» на самом верху. А этой «зеленой улицы» сегодня у Аксененко нет. Ельцинские времена, все-таки, кажется, кончились. Казалось бы, естественнее было бы дождаться реформы МПС, под прикрытием которой, все эти бизнес-проекты можно было бы осуществлять почти легально.
Но в том то и дело, что, по некоторым данным, до ближайшего окружения президента (мы имеем в виду его друзей и бывших коллег) уже дошла вся вредоносность для российской экономики вышеупомянутой реформы. Становится реальной возможность отмены реформы МПС. Поэтому один ответ мы имеем – Аксененко торопится реализовать свои проекты, пока не станет поздно.
Однако спросим себя: зачем все это? Неужели Аксененко недостаточно богат, чтобы серьезно рисковать всего лишь ради дополнительного заработка еще и на вывозе отечественного сырья? Ответ приходит только один: Николаю Емельяновичу тесно в министерских рамках, как вероятно, и в рамках олигарха, нового хозяина Сибири. Его неудержимо влечет наверх, к тому посту, которого его лишила Семья, остановив свой выбор на Путине. Колоссальная бизнес-империя может стать базой для нового рывка главы МПС к президентскому креслу.
Этот ответ, кажется безумным лишь на первый взгляд. Ведь по мере того, как президент все методичней наступает на олигархов, Семья все больше осознает, какой ошибкой была ставка на Путина. Поэтому совершенно не исключена возможность консолидации всех явно или тайно антипутинских сил от Березовского до Чубайса с Немцовым вокруг одного кандидата. И шансы, что таким кандидатом будет назначен Аксененко, достаточно велики. У «Кондуктора без тормозов» (такая кличка у нашего героя была в Семье) масса достоинств. Важнейшие из них – сочетание непреклонной воли, ведомой корыстью с управляемостью и послушностью. Немаловажна и внешность Аксененко. По мнению многих наших пиарщиков это внешность идеального кандидата в президенты – высокий рост, широкие плечи, зычный голос, недоброе и чуть туповатое выражение лица. В общем, – вылитый Ельцин. Другое дело, что право быть «главным врагом» Путина еще надо заслужить. А для этого дополнительный капиталец явно не помешает.
Так что, Владимир Путин, встречаясь недавно с главным железнодорожником, и, по совместительству, влиятельным олигархом, возможно и не догадывается, что разговаривал со своим будущим преемником.