По словам политолога, есть различные версии относительно того, почему Рязанский суд удовлетворил иск жительницы деревни Реткино и обязал «Транснефть» прекратить сотрудничество с «ЛУКОЙЛом», в том числе и экспорт нефти. Перевоспитывать «ЛУКОЙЛ» есть причины у его конкурентов – и у «Транснефти», и у «Севернефти», и у Тюменской нефтяной компании (ТНК).
Однако, как подчеркивает Валерий Хомяков, в начале 90-х, когда в стране активно принялись за передел нефтяного рынка, конкурентов просто убивали. Сегодня же в развитии нефтяного бизнеса наблюдается прогресс: борьба за устранение соперников приобретает цивилизованные формы, и главным орудием в этой борьбе становится суд.
По словам эксперта, обращает на себя внимание тот факт, что «такого крупного олигарха страны, как Алекперов, отключила от экспорта какая-то тетя из деревни». Как заметил Хомяков, такой же стандартный механизм создания подобных ситуаций используется и в политике: объявляется неприметный человек, который направляет в судебную инстанцию жалобу по поводу ущемления его конституционных прав. Этот человек может иметь всего лишь одну акцию компании, либо быть одним из многочисленных избирателей, но он выигрывает дело со всеми вытекающими для оппонента последствиями.
Нынешняя отмена решения Рязанского суда, считает Валерий Хомяков, свидетельствует о том, что идет война между судами. «Но, - отмечает политолог, - война ведется без стрельбы, и это – положительный фактор».