Как считает Виктор Гущин, сегодня, более чем когда-либо, у нас есть основания задуматься, что представляет собой явление глобализации. Что стоит за этим термином? "На мой взгляд, это, прежде всего, унификация главнейших мировых социально-экономических, общественно-политических и духовно-нравственных процессов", - отметил политолог.
Особо существенно то, что такая унификация происходит в условиях, когда мир стал одномерным, или, как принято говорить, однополюсным, что пришло на смену соперничества двух альтернативных систем. Нынче такой альтернативы нет: победу над системой, которая называла себя социалистической, одержала система капиталистическая, со всеми вытекающими отсюда катастрофическими для бывшего Советского государства последствиями.
Чем же это обернулось для победившей стороны, для мира в целом? Во-первых, победой частной формы собственности над государственной и общественной. Во-вторых, победой идеологии рыночного рационализма над идеологией планового ведения экономики. В-третьих, утверждением доллара в качестве мировой денежной единицы - никакие попытки противопоставить доллару какую-либо другую валюту, включая евро-единицу, не имеют перспектив. Мир, боровшийся против коммунистического тоталитаризма, получил тоталитаризм капиталистический.
Надо ли удивляться, что в новой ситуации народились силы протеста против того, что зовется глобализацией. По моему разумению, в основе антиглобалистских сил лежит противостояние тоталитарному прагматизму стремления к утверждению человеческого достоинства и личной свободе. А коли так, в будущем центр антиглобалистского движения, которое обязательно будет нарастать, может вполне переместиться в Россию. И вовсе не по той причине, что совсем еще недавно Россия была центром коммунизма, а потому, в частности, что это Россия дала миру таких мыслителей-анархистов, как Бакунин и Кропоткин, которые были выразителями неприятия тоталитарной государственности.