На днях страна скромно, но с присущим чиновничеству подобострастием отметила «полтинник» своего президента. Путин раздал несколько экзотических интервью на борту своего лайнера и на кухне за баранками. Олигархи, губернаторы, думцы и прочая придворная челядь терпеливо отстояла очередь в Кремль с подарками под мышками и заученными речами в головах. Отзвонились «друзья» Джордж, Тони, Жак и Герхард.
Телевидение весь вечер демонстрировало счастливо рыдающих старушек, чья жизнь при Путине стала похожа на райскую : ни денег, ни еды, ни лекарств – одни коммунальные выплаты. Мелькали детишки, которые не то от жадности, не то от голода не хотели делиться с дядей президентом подаренным им мороженным.
Путин сдержанно улыбался, прятал мудрую хитринку на дне глаз, и всем своим видом походил на скромного отца нации.
Видит Бог, как бы хотелось его таковым видеть!
Но, увы, за рамками телеэкранов кипит совсем иная жизнь.
Спустя три года после начала второй чеченской войны по Чечне вновь начали бродить банды боевиков размерами с усиленные стрелковые батальоны.
В Ташкенте, Бишкеке и Душанбе американцы ускоренными темпами возводят военные базы, которые ориентированы явно не на войну в Афганистане, а очень похожи на вехи, коими окружают Россию на по южном фланге.
Притихшие было олигархи вновь занялись очередным переделом остатков бывшей советской промышленности и освоенных СССР природных ресурсов.
Ограбленные центром до нитки провинции с ужасом входят в зиму, где их ждет Чубайс с рубильником и замерзшая вода в батареях.
Народ терпеливо вымирает под гестаповское ерничание Жванецкого и мюзиклы Киркорова.
И в день тезоименитства нового российского государя хочется подвести некоторые итоги его правления.
Итак, к чему же пришла Россия за неполные три года?
Сначала - о хорошем.
Прожили мы все это время без больших экономических и политических потрясений. Ни очередного дефолта, ни гражданской войны, слава Богу! – не было.
Бюджет страны увеличился с $28 млрд. в 1999 году до почти $70 млрд.
Вот, пожалуй, и весь позитив.
Кто-то скажет – разве мало? Относительно спокойная жизнь – разве это не то о чем мечтает большинство нашего населения?
Вот с населением и начинаются проблемы. Стабильной свою жизнь могут назвать от силы лишь процентов 15 населения сегодняшней России. Для остальных слово «стабльно» подходит лишь к слову «выживать». 85 процентов россиян уже который год стабильно пытаются хоть как-то выжить. Получается, правда, не у всех.
За два года правления Путина население России уменьшилось на миллион семьсот тысяч человек. С карты Российской Федерации исчезло около девятисот населенных пунктов. В основном это, правда, пока небольшие городки и поселки Сибири и Дальнего Востока, где после развала СССР исчезла какая-либо перспектива жизни.
Но постепенно вымирают и более крупные города с многовековой историей. В той же Шуе за 1 полугодие 2002 года численность населения сократилась на 636 человек при населении в 68 000 человек.
В Архангельске численность населения за первый квартал текущего года уменьшилась на 587 человек. А в Ярцевском районе Смоленщины смертность вообще уже в 3 раза превысила рождаемость. 241 человек родился, 728 человек умерли.
Такая вот смертельная стабильность.
Конечно, есть и оазисы процветания. В той же Москве, например, в августе – сентябре были побиты все рекорды посещаемости ресторанов высшей категории. Теперь чтобы попасть в некоторые из них приходится записываться за несколько дней, или выстаивать как в «ужасное» советское время часовые очереди. При этом поход в такой ресторан обходится никак не меньше чем в пятьдесят долларов на человека – половину месячной зарплаты российского учителя…
Сотка земли в Барвихе стоит теперь до $25 тысяч, что почти равняется квартальному бюджету среднего российского колхоза.
Так, что есть те, кому на Руси с каждым годом живется все лучше и лучше…
Обещал президент нам надежную защиту от всех врагов, а армии - реформы и процветание.
Враги и вправду пока границы не тревожат и в поход на нас не собираются. Наоборот, называют нас «партнерами» и даже угощают бесплатной жвачкой. Только злые языки говорят, что происходит это никак не от уважения ими нашей силы, а потому, что им (врагам бывшим) беспрекословно отдается все, что только они пожелают отщипнуть от бывших советских земель.
Хотите Ташкент – пожалуйста!
Хотите Душанбе – нет возражений.
Есть желание высадиться в Тбилиси – да хоть завтра!
Бишкек понравился – только в путь!
К чему уж тут против русских воевать?
Правда, ушлые эксперты подсчитали, что, продолжая такими темпами сдавать свои зоны жизненных интересов Россия уже через десять лет ужмется до Московского княжества времен монгольского ига.
Последняя пикантная новость – американцы по секретному соглашению с Кремлем и Баку занялись строительством РЛС для своей системы ПРО не где ни будь в Канаде или Германии, а в… Азербайджане. Знающие люди говорят, что с ее запуском США получат преотличную возможность контролировать ракетные пуски Китая, а заодно и России.
С реформой и процветанием армии тоже пока явный неурожай.
Напомню, что в 1991 году в СССР на вооружении находилось 64 тысячи танков (в 2,5 раза больше чем у НАТО), 67 тысяч орудий и минометов (в 2 раза больше чем у НАТО), 76 тысяч БМП и БТР, 12 тысяч самолетов и вертолетов (в 1, 5 раза больше чем у НАТО), 437 боевых кораблей 1 и 2 класса и более 300 подводных лодок.
Сегодня у России осталось около 15 000 танков, около 20 000 орудий и минометов, около 5000 самолетов, 100 кораблей и 80 подводных лодок.
Фактически, за семь лет 1993 года Вооруженные Силы России сократились с 4 миллионов 800 тысяч человек до 1 миллиона 100 тысяч с перспективой ужаться до 750 тысяч.
То есть - в 6 РАЗ!!!
При этом исправность боевой техники не превышает 70 процентов, а в ВВС и ВМФ едва дотягивает до 60 процентов по некоторым ее видам.
Насыщенность войск новой боевой техники и оружия упала до 25%, и никаких перспектив перелома ситуации нет.
За два года правления Путина армия не получила ни одного нового боевого самолета или вертолета, ни одного нового ЗРК или РЛС, ни одного нового танка или БМП. В войска поступило лишь несколько опытных образцов оружия, которые в инициативном порядке и за свой счет заводы опробуют в реальной обстановке и мизерное количество, прошедших капитальный ремонт и модернизацию систем.
Вот и все.
Сегодня одному нашему солдату в европейской части страны противостоит восемь, а с учетом бывших стран Варшавского договора - десять солдат НАТО, на каждый наш танк приходится два танка НАТО, на каждый наш самолет – три натовских.
Двухмиллионной армии Китая противостоит российская «группировка» численностью около восьмидесяти тысяч человек. А центральный экономический район (пять областей от пограничного Смоленска до Воронежа) защищает воронежская армия численностью аж в …пятнадцать тысяч человек! Но это еще ничего. Всю Карелию, после сокращения здесь армейского корпуса, защищает целая бригада… пограничных катеров.
Нам противостоит в общей сложности более чем 40 дивизий и 60 бригад стран НАТО и 87 дивизий Китая.
Долгожданное повышение окладов военным закончилось полным пшиком. Все «щедрые» надбавки не смогли даже просто компенсировать финансовые потери после отмены части льгот, а осеннее повышение цен и инфляция поставили военных на грань полной нищеты. Армия просто начала разбегаться. Только за последние четыре месяца рапорт об увольнении подал каждый двадцатый офицер.
Победно начатая два года назад война против Чечни в последние месяцы все больше погружается в какое-то бессмысленное кровавое болото.
История с Грузией вообще превращается в непристойный фарс. Почти три месяца Владимир Путин с министром Сергеем Ивановым доводят страну до истеричного состояния подготовкой к войне с Грузией. Иванов от Ростова до Вашингтона танцует боевую джигу, не выпуская кинжала из зубов. Путин мрачно предъявляет ультиматумы и дает команду Квашнину готовить операцию против боевиков. СМИ в поросячьем темпе создают имидж Шеварднадзе как настоящего исчадья ада. Эксперты всех мастей уже начинают обратный отсчет до начала бомбежек и вдруг – полный поворот кругом. Идиллия! Почти семейное примирение, объятия, улыбки. Дружеские рукопожатия и радостные комментарии. Угодливые заявления придворных холуев о полной невиновности Шеварднадзе в продаже американцам дальневосточного шельфа, за который всего месяц тому генпрокурор Владимир Устинов, грозно сдвинув брови, открывал уголовные дела. Что случилось?
Может быть, Путин ошибся, и Шеварднадзе на самом деле наш друг, товарищ и брат? Тогда, как понимать всю предыдущую истерию? Как недальновидность нашего президента, не способного отличать друзей от врагов? Или как подчинение команде «сверху»? Но кто, интересно, командует президентом России?..
Есть законы политики и дипломатии. Если президент страны, претендующей на статус мировой державы, назвал кого-то врагом, то он не может через месяц стать другом. Так не бывает. Это не песочница, где мальчик Вова может поругаться вдрызг с мальчиком Эдиком, а на следующее утро опять мирно копаться вместе в песке, как ни в чем не бывало.
Буш не может себе позволить встретиться с Саддамом Хусейном. Американская нация его просто не поймет. Такая встреча, после всего сказанного в адрес Ирака и Хусейна, - это просто верх политического неприличия.
Но наш президент словно бы не понимает всей двусмысленности своей встречи с Шеварднадзе.
Политик не частное лицо, и любой его конфликт с другим политиком происходит от имени государства. И цена такой ссоры бывает слишком высока.
Еще неделю назад Путин был готов рисковать жизнями своих солдат, которые должны были «зачищать» Панкисское ущелье, готов был рисковать жизнями людей живущих в Панкисси, на чьи дома должны были упасть русские бомбы и снаряды и вдруг - полное примирение и поцелуи взасос.
Возникает как минимум недоумение – что все это значит?
Идиотизм и безответственность Кремля, который готов играть жизнями своих и чужих поданных как кеглями, или некое византийское иезуитство, когда за дружеским объятием следует удар стилетом под левую лопатку, а в бокале поданного вина растворен яд?!
Если первое, то, как это похоже на уже привычное предательство Кремлем национальных интересов. Так же легко, кинув в 1996 году армию на Чечню, кремлевские политиканы тут же за ее спиной договаривались с боевиками о перемириях, продавали победы, сдавали рубежи, торговали жизнями своих солдат.
Если второе, то в политической изворотливости и хитрости Путину далеко до Шеварднадзе. И нынешняя встреча куда выгоднее «седому лису», чем президенту России. Для Шеварднадзе эта встреча с президентом России - лучшее подтверждение собственной позиции. Если Путин готов с ним встречаться, то это значит, что он признает «незапятнанность» президента Грузии всеми выдвинутыми ранее обвинениями и признает его как полноценного политического партнера, с которым Россия ведет диалог. И, если через месяц или два русские самолеты начнут бомбить базы в Панкиси, то у Шеварднадзе будут все права обвинить Россию в вероломстве и непоследовательности. Надо ли говорить, что Запад и США в этих условиях, безусловно, встанут на сторону Грузии.
Встречей с Шеварднадзе Путин практически лишил себя права на военную операцию против боевиков в Грузии.
При этом Шеварднадзе был и остается одним из самых ярых ненавистников России. Его приближенные, не без команды патрона, уже дезавуировали почти все его обещания «другу Вове». Москва не получит ни задержанных в Грузии боевиков, ни совместного патрулирования Панкисского ущелья, ни демилитаризации приграничных чеченских районов Грузии. Путина обвели вокруг пальца.
А может быть, не обвели?
Может быть, его неожиданное примирение с «какачо» - петухом (так называют Шеварднадзе сами грузины) - это не глупость и не коварство, а лишь угрюмое подчинение сателлита своему хозяину? Зачем тому же Бушу-младшему нужно усиление присутствия России на Кавказе, если США уже объявили его зоной своих жизненных интересов. И уж если операция против Ирака откладывается на какой-то срок, то почему бы не одернуть русских, которые, кажется, вообразили, что волу можно то же, что и Юпитеру из Вашингтона.
Казалось бы, снятие с повестки дня вопроса о военной операции против боевиков в Панкиси должно только обрадовать всех тек, кто понимал, чем может обернуться для России военный авантюризм Кремля, но то, как Кремль ушел от этой ненужной никому войны, просто удручает. Воистину, понимаешь, что никакой реальной, внятной внешней политики у Кремля нет, а есть только реакция одноклеточных организмов, которые инстинктивно прячутся от жары и холода и выедают все, до чего могут дотянуться.
Все последние пятнадцать лет Москва демонстрирует всему окружающему миру уникальные примеры политического скудоумия, дипломатического убожества и самоубийственного презрения к собственным национальным интересам. За пятнадцать лет от Горбачева до Ельцина мы последовательно лишились великой державы, в которой жили, внутреннего мира и внешней безопасности, экономической стабильности и международного уважения. И в эпоху Путина, увы! - этот курс продолжается. Всего за два года своего президентства Путин умудрился запустить американцев в Среднюю Азию и Грузию, сдать последний форпост России на балканском направлении – Приднестровье, оттолкнуть от России Белоруссию.
При Путине Россия окончательно стала в фарватер американского дредноута и живет за счет регулярно сливаемых им за борт выгребных цистерн.
Возможно, если бы русских устроила бы роль рыб, питающихся объедками с барского американского стола, то это было бы нормально. Но думаю, что большинство людей, живущих в России, мечтает совсем о другом. О сильной, богатой стране, в которой можно достойно прожить свою жизнь, которой есть чем гордиться, и которая по-настоящему независима и самостоятельна.
Увы, но сегодняшнее прозябание от этой мечты слишком далеко.
Владислав ШУРЫГИН