Как считает Андрей Рябов, казалось бы, с одной стороны, мы будем иметь компромисс между властными группами и партийно-политическим истеблишментом, который отражает основные политические субкультуры. С другой, - ситуация может развиваться в негативном направлении. Она очень напоминает Пятую республику в Италии, когда исполнительная власть гарантировала многолетнее пребывание у власти одних и тех же партий. Она стала символом партийного консерватизма. Но впоследствии это привело к тотальной коррумпированности элит, и начавшаяся в 80-х годах операция «Чистые руки» смела в одночасье всю партийно-политическую систему. Боюсь, что таким же образом все может закончиться и у нас.
Какие еще есть «но» у этой «трехпартийной диктатуры»? По мнению Рябова, она может функционировать только в том случае, если конкуренция будет сведена к нулю. Окончательная консервация системы превратит крупнейшие партии в лоббистские крыши, которые будут обслуживать интересы партийно-политических кланов, и все это может закончиться гигантским скандалом уже на ближайших выборах.
К примеру, - отмечает Андрей Рябов, - регионы, интересы которых вряд ли будут учтены (если только Кремль не решит перекроить центр и создавать «партию власти» на основе группы «Федерация»), начнут «кампанию сопротивления». Причем, как в активной, так и пассивной форме. Влиятельные главы могут создавать свою партийную систему (и тоже консервировать ее) в обход Центра и в обход закона о партиях. Тот же Шаймиев уже начал создавать у себя в Татарстане социал-демократическую и консервативную партии. Но пассивное сопротивление может аукнуться Кремлю куда худшими последствиями. Большинство губернаторов, не желая громких свар, на выборах молча положат бюллетени не туда, куда ждет Москва, а в другое место, хоть Жириновскому. Вот тогда идеологи «трехпартийной диктатуры» и досрочных выборов в Думу вынуждены будут долго чесать в затылке.
Проблемы на этом поприще могут возникнуть и у СПС. Либеральным избирателям может очень не понравиться, что Союз правых сил выступает в роли младшего партнера власти. Эти конфликты уже назревают. Так что голоса российских правых могут неожиданно отойти «незапланированному «Яблоку» или вообще распылиться втуне.
По словам Андрея Рябова, коммунисты же вообще могут выйти из ниши «системной оппозиции» и «кинуть» Кремль на «середине пути». Это случится сразу же, как только в результате либеральных реформ появится достаточное число недовольных. Рейтинг КПРФ зашкаливает за 40 процентов, и нельзя исключить, что союз с Кремлем под выборы им просто не понадобится. Уже их позиция по Земельному и Трудовому кодексам показывает, что они пробуют себя на роль «социальной оппозиции».
В конце Пятой республики в Италии как грибы начали расти внесистемные партии вроде «Вперед, Италия», Лиги Севера или движения «Олива». Как бы и у нас «трехпартийная диктатура» не закончилась революцией внесисемных партий.