Итак, прошел год после начала военной операции США в Афганистане. Годовщина наводит на размышления о некоторых итогах этой войны.
Что же мы видим сегодня?
Если судить по репортажам немногих допущенных в Кабул иностранных журналистов, то жизнь у американцев в Афгане - просто рай. Вот они играют в волейбол, вот пьют пиво в гарнизонном баре, вот стреляют на полигоне. И апофеозом – суровые американские парни, нагруженные как верблюды, боевой амуницией, уходят в горы «на боевые», выжигать очередное обнаруженное гнездо «Аль-Кайды».
Смотришь эти кадры и не можешь отделаться от ощущения deja vu. Все это я уже видел раньше!
И волейбол на фоне афганского пейзажа, и культурные солдатские столовые, и улыбающихся афганских школьников в обнимку с «шурави», и уход «спецназа» «на боевые». Все это уже было – советская пропаганда почти пять лет пыталась внушить обывателю, что в Афганистане нет никакой войны. Все тихо и мирно. И служба здесь мало чем отличается от службы где-нибудь под Ташкентом или Алма-Атой.
Но поток в страну цинковых гробов постепенно размывал эту сусальную картинку, и к середине восьмидесятых вся страна знала, что в Афганистане идет тяжелая кровопролитная война.
Сегодня уже американская пропаганда всей своей мощью промывает обывателю мозги историями о том, как здорово живут и служат бравые янки в Афганистане. Остается только выяснить, сколько американскому обывателю необходимо лет, чтобы понять, что блицкрига в Афганистане не получилось?
Можно сколько угодно рассказывать сказки о том, как «существенно изменилась к лучшему» обстановка в Афганистане после прихода сюда американцев, как сокрушен был режим талибов. Можно вручить даже две нобелевских премии мира хитрому правителю Хамиду Карзаю, но реальность это не изменит.
Итоги за год весьма неутешительны для Америки.
Двенадцать месяцев боевых действий не принесли практически никаких результатов. Вакуум власти после организованного ухода талибов не смогли заполнить ни Северный альянс, ни королевская челядь, ни американские наместники. Страна все сильнее погружается в экономический и политический хаос.
Губернаторы провинций превратились в удельных князей, которые готовы вести диалог с американской марионеткой Карзаем только в обмен на многомиллионные долларовые вливания. Деньги же идут на закупку нового оружия (для грядущих «разборок» за власть) и на выращивание наркотиков – главного продукта афганской экономики эпохи правительства Карзая.
По самым скромным подсчетам, объем производства опия и героина увеличился за этот год почти в пять раз. Только на таджикско - афганской границе количество задержанных наркотиков выросло втрое.
Эксперты говорят о том, что правительство Карзая становится сегодня самым крупным в мире наркокартелем, производящим до 50 процентов мирового объема героина и опия.
Пикантность же всей этой ситуации в том, что фактически «крышу» этому картелю обеспечивает армия и спецслужбы США, которые рассматривают правительство Карзая как «верных союзников» и «надежных партнеров».
При этом оперативные возможности американских гарнизонов более чем ограничены. Солдатам и офицерам категорически запрещается покидать расположения частей, а все передвижения даже по Кабулу осуществляются исключительно колоннами, усиленными бронетехникой, и под прикрытием вертолетов.
Переброска войск, грузов и боевой техники на большие расстояния осуществляется почти исключительно силами ВТА и вертолетной авиации, что достаточно точно характеризует оценки американского командования своих возможностей по перемещению войск вне военных баз.
В конфиденциальном докладе германской военной разведки канцлеру Герхарду Шредеру говорится о … 7 – 10% территории Афганистана, которую контролируют сегодня американские подразделения.
В качестве примера крайне невысокой эффективности действий американцев в докладе приводится факт, что всего через пять месяцев после окончания операции «Анаконда» в провинции Пактия контроль над этой территорией был вновь полностью утерян и командование американской группировки вынуждено планировать здесь новую наземную операцию против мятежников.
Особняком стоит проблема потерь.
О них американцы вообще говорят сквозь зубы.
После Вьетнама все разговоры на эту тему вообще не приветствуются.
После вьетнамской катастрофы американцы сделали соответствующие выводы: именно открытая информация о людских потерях войск, сражавшихся во Вьетнаме стала причиной политического кризиса вокруг этой войны и поражения в ней. И был принят целый ряд директив и инструкций, предельно регламентирующих, как, когда и насколько можно открывать обществу военные потери. И с тех пор американское общество практически ничего не знает о своих военных потерях.
Механизм сокрытия сложен и изощренен.
Во-первых, в отдельную группу были выведены и засекречены все данные о проведении американскими спецслужбами и командованиям различного рода «специальных операций». И только по истечении срока давности (от пяти до десяти и более лет) эти данные могут быть рассекречены.
Во-вторых, были закрыты все данные о войсках специального назначения, коих в США, по самым минимальным оценкам насчитывается в различных видах вооруженных сил до 90 тысяч человек. Вся информация об их действиях, потерях и результатах является строго секретной.
При этом в состав сил спецназа входят не только всякого рода «коммандос», но и авиационные, вертолетные, морские и прочие подразделения.
Особняком стоят уже такие хитрости, как распределение потерь равномерно по дням, перевод максимального их количества в «небоевые», для спецподразделений вообще приняты такие экзотические варианты, как вывоз тел на военные базы, к которым павшие бойцы были приписаны ( например, в Европу ) и проведение этих смертей там по графе «несчастный случай на учениях». При этом командование тщательно следит за комплектацией групп специального назначения. Предпочтение в них отдается холостым солдатам, не имеющим родных или выходцам из других стран.
В той же Сербии, как теперь, спустя почти три годя после войны, признают американцы, погибло американских военнослужащих «существенно больше, чем было объявлено» (доклад американского сенатора Джима Сакстона). По самым скромным подсчетам, пало более 250 солдат и офицеров армии США, но в ходе войны признали гибель лишь 4 человек.
Потери в Афганистане - еще больший секрет американского командования.
Только официально за год войны здесь погибло 115 американских солдат и офицеров, но многочисленные источники утверждают, что потери куда больше.
Так, по информации военного репортера Андрея Сухожилова, побывавшего в окрестностях американской военной базы в Ханабаде и разговаривавшего с проходящими здесь службу узбекскими летчиками, в последнее время сюда регулярно доставляются десятки американских военнослужащих, получивших ранения различной степени тяжести во время военных действий на территории Афганистана.
Один узбекский санитар, работающий в американской санчасти, сообщил, что в иные дни на авиабазу ежедневно прибывало 4-5 американских вертолетов, доставлявших по 10-15 раненых. Санитар также рассказал, что в личной беседе с американским медперсоналом он получил подтверждение того, что все раненые доставленные на этих вертолетах, были гражданами США.
Наши источники в спецслужбах утверждают, что потери американцев за год составили 310 человек. Из них лишь около 40 погибло в результате аварий и несчастных случаев. Остальные – в боях.
Для сравнения: потери советских войск в Афганистане в первый год войны составили 86 человек убитыми. При этом количество войск, находящихся в Афганистане почти пятикратно превышало численность американцев.
Пентагон особенно тревожит, что уже сегодня среднемесячные потери американцев вплотную приблизились к потерям русских в Чечне, а именно уровню в 15-20 человек в месяц. При этом группировка русских почти в десять раз превосходит американскую по численности и на порядок более эффективно удерживает территорию Чечни под своим контролем.
Военные эксперты особенно отмечают тот факт, что сегодня американцы лишь приблизительно представляют себе обстановку в Афганистане. Численность войск здесь столь мала, что не позволяет получать информацию в полном объеме и в реальном времени, поэтому восполнять ее приходится за счет докладов и информации «союзников» - правительства Карзая, которое, не стесняясь, пичкает своих «покровителей» дезинформацией в собственных интересах.
Своего рода реквиемом американским планам блицкрига прозвучало выступление американского командующего генерал Томми Франкса о том, что военная операция не может считаться законченной и скорее всего она продлится еще как минимум 2-3 года.
Напомню, что вначале вторжения в Афганистан американские военные вели речь о 6-7 месяцах войны – максимум.
Впрочем, о том, что войти в Афганистан еще не значит удержаться в нем, своим заокеанским покровителям могут достаточно квалифицированно рассказать англичане, потерявшие здесь не один десяток тысяч своих солдат, но так и не покорившие эти земли.
Конечно, удержаться в Афганистане для США является не просто стратегической задачей, но и делом престижа..
Но выполнение этой задачи сопряжено с целым рядом трудностей.
Первая группа трудностей - чисто технические. Даже для такой богатой страны, как Америка, удерживать активные военные плацдармы за пятнадцать тысяч километров от своей территории и за тысячу километров от ближайших опорных центров блока НАТО очень непросто.
Все снабжение осуществляется только по воздуху самолетами ВТА. И потому каждый килограмм груза становится просто «золотым». При этом везти сюда приходится буквально все - от питьевой воды и сигарет до топлива, фруктов и гигиенических тампонов.
Только за первые семь месяцев проведения спецоперации в Афганистане общие затраты американцев составили более $30 млрд. долларов и вплотную приблизились к той сумме, которую за десять лет потратил СССР на ведение войны в Афганистане.
Как заявил глава Пентагона Дональд Рамсфелд, в ходе афганской кампании транспортная авиация ВВС США перевезла 45 тысяч человек и 90 тысяч тон различных грузов. Для сравнения: морским и железнодорожным транспортом в район конфликта было доставлено всего 54 тысяч тон грузов. ВТА остается основным средством обеспечения действий многонациональной группировки в Афганистане, в которую входит 5 тысяч американских военнослужащих и примерно столько же солдат и офицеров из других государств
Особенно тревожит вашингтонских аналитиков то, что американские войска в Афганистане все больше увязают в разрастающейся здесь гражданской войне. Сегодня уже целые провинции находятся в состоянии войны друг с другом. Страна все больше напоминает вышедший из-под контроля паровой котел.
Влияние провозглашенного американцами «центрального правительства» стремительно падает. Дикая коррупция, взяточничество, казнокрадство бывших «моджахедов» привели к полному социальному и экономическому коллапсу. У правительства Карзая не оказалось ни кадровых, ни организационных ресурсов для управления разоренной и истерзанной страной. Более того, само «правительство» фактически распалось на непримиримые враждебные группировки. «Таджикские» министры открыто воюют с «узбеками», против тех и других воюют пуштуны.
Местное население начинает роптать.
Эксперты отмечают, что подобные условия являются идеальными для втягивания США в бесконечную и безвыходную войну «на выживание», где шансов победить нет. При этом они ссылаются на советский опыт, когда СССР, взявший в начале вторжения на себя обязательства лишь гарантировать территориальную целостность Афганистана, был вскоре почти по тому же самому сценарию вовлечен во внутренние афганские «разборки» и втянулся в десятилетнюю войну. Разница лишь в том, что «советы» пытались помочь братской НДПА «построить социализм», а американцы пытаются помочь «союзникам» построить «демократический» Афганистан и разгромить «террористов».
Поэтому, на вопрос удержатся ли американцы в Средней Азии, мы, после года войны, можем уже достаточно однозначно утверждать – нет! Не удержаться.
Бесславный уход США из Афганистана - дело ближайшего года – двух.
Конечно, геополитически Россия лишь выиграет от этого поражения Америки, но в ближайшей перспективе оно лишь породит новые проблемы.
Уйдя их Афганистана, американцы, конечно, не уйдут из Средней Азии.
Более того, именно Средняя Азия, куда их так бездарно запустил Путин, и была все эти годы их главной целью.
Уже сегодня на территории бывшего Советского Союза находится четыре тысячи пятьсот военнослужащих и офицеров разведки армии США.
Сто двадцать американцев находятся на территории Таджикистана. Это подразделение авиационно-технического обеспечения, разведки, связи и навигации, которое организует поддержку связи и навигации, действующей над Афганистаном авиации и ведет разведку в интересах Штаба специальных операций, а также занимается организацией взаимодействия между ставкой Северного Альянса, командованием американских сил и администрацией президента Таджикистана. Основные точки базирования – города Душанбе и Куляб.
Девятьсот десять американских солдат развернуто на территории Киргизии.
Это, прежде всего центр, связи и управления ВВС на аэродроме Манас, который осуществляет координацию авиаперевозок из Европы и прием выполнивших, авиаудары по северу Афганистана бомбардировщиков, и одна из групп специального назначения, которая осуществляет охрану аэродрома и, при необходимости, усиливает своими отрядами американскую группировку сил спецназначения в Афганистане.
Но самая крупная группировка американских войск сегодня развернута на территории Узбекистана. На начало этой недели общая ее численность составляла 3480 (три тысячи четыреста восемьдесят) человек. Костяк группировки - элитные подразделения спецназа и морской пехоты численностью до 1600 человек.
Кроме этого, здесь же развернут штаб «северного направления» американских сил, отвечающих за операции на севере Афганистана до линии Герат – Кабул.При штабе действует самый крупный в регионе разведывательный центр, собирающий и обрабатывающий информацию не только об Афганистане, но и о прилегающих к нему районах. Прежде всего - о России, Туркмении и Иране.
О значении этого центра можно судить хотя бы по тому, что непосредственно в его управление передано часть группировки спутников разведки и слежения.
Воздушную поддержку «коммандос» осуществляют больше ста боевых и транспортно-боевых вертолетов. Военно-транспортные самолеты и бомбардировщики совершают посадки на аэродромах Ташкент и Чирчик, где так же развернуты подразделения авиационно-технического обеспечения, связи, навигации и охраны.
Даже по этой достаточно лаконичной справке можно судить о том, что американцы планируют задержаться здесь всерьез и надолго и лихорадочно подыскивают для этого «опорный» район.
Афганистан - это лишь полигон. А вот Ташкент, Душанбе, Бишкек и Астана - это военные цели будущей войны. Оттуда и до Москвы рукой подать.
Владислав ШУРЫГИН