Губернатор Самарской области Константин Титов дал интервью агентству «ВолгаИнформ»
Константин Алексеевич! Каким Вы видите будущее федерации? Нужна ли система федеральных округов, в какую сторону она должна развиваться?
Давайте говорить о том, нужны ли федеральные округа, и есть ли такая практика в федеративных государствах. Такая практика есть. Но, допустим в Соединенных Штатах Америки, нет позиции, определяющей столицу федерального округа. Там есть федеральный окружной судья. Он работает на несколько штатов, и резиденция у него - в одном из этих штатов. В то же время федеральное окружное бюро расследований может находиться совершенно в другом штате. И, в принципе, в свое время Борис Николаевич Ельцин начинал работу по такой же схеме. Чтобы позиции каждого субъекта федерации были достаточно равновесными. Вспомните, некоторые федеральные структуры власти были у нас, в Самаре, Федеральный окружной арбитражный суд - в Татарстане. У Аяцкова, в Саратове какая-то структура тоже была. В Нижнем тоже структура была. Но не формировались округа, с назначением столицы округа. Мне кажется, тогда мы воплощали достаточно интересную модель, где-то, может быть, повторяя модель Соединенных Штатов Америки в построении федерализма. Округа есть и в других государствах. К примеру, в Индии есть и штаты, и округа. Есть унитарные государства - Франция, Италия, там тоже есть округа и провинции, которые входят в состав этих округов.
Исходя из этого, мы должны определить для себя роль и сущность этих федеральных округов. Если они реализуют полномочия в построении вертикали власти, исходя из того, что вертикаль власти президента должна дойти до каждого муниципального образования, до каждого человека, - мы же с вами гражданское общество строим - то тогда я глубоко убежден, что у данной структуры должны быть координирующие функции, контролирующие функции, организационные функции, но ни в коем случае никаких финансовых функций не должно быть. Потому что бюджет федеральных, особенно силовых структур власти должен четко определяться правительством Российской Федерации. Финансироваться они должны только из центра. Иначе может получиться очень нехорошо.
Например, вот сейчас министр МВД Борис Грызлов издал документ, и президент указом его поддержал, о том, что будут главные управления МВД в федеральных округах. Это значит, что, например, в столицу Приволжского федерального округа Нижний Новгород сегодня стягиваются не только коммерческие, но и властные структуры. Подтягивается туда милиция, подтягивается ФСБ, подтягивается еще ряд направлений. Конечно, с Татарией тяжело будет спорить в силу национальных особенностей, и, может быть, арбитражный суд округа еще останется в Казани. После этих действий полномочный представитель президента получает достаточно широкие полномочия. Если он финансирует эти структуры, то, в определенном смысле, может серьезно влиять на все происходящее в округе. В том числе и на результате всех выборов, включая будущие президентские. Почему бы и нет? Но я еще раз подчеркиваю, в Соединенных Штатах Америки нет полномочных представителей. Насколько я знаю, и в Индии их нет, и все федеральные структуры в округах распределены достаточно равномерно. У нас ситуация может пройти так, как в Римской Империи, когда после ее распада все сразу объявили себя приемниками на тех территориях, где они были наместниками.
Я не верю, что Россия может развалиться на семь государств, но опасность такая может существовать. Особенно в окраинных субъектах, например в Дальневосточном. Ситуация в этом округе постоянно напряженная, жесткая. С другой стороны рядом море-океан. Это как бы свобода-простор. Рядом Япония - богатая страна, Америка - совсем недалеко - готовая навести финансовые мосты и любые другие. Рядом бурно развивающаяся экономика Китая, Вьетнама. Я уж не говорю о Южной Корее, об Индонезии, Австралии. И везде - бурно развивающаяся экономика. Люди это все видят и начинают думать, а зачем нам Россия? Тарифы дорогие, сидим без воды, без света и все у нас хуже. Большая страна, все полезные ископаемые у нас есть - газ, нефть, и т.д. Что нам еще надо, чтобы люди могли жить достойно? Вот эти мысли людей и некоторые решения властей могут иметь очень серьезные последствия.
Поэтому должны быть четко определены полномочия всех властных структур. Какие права у окружного суда? Имеет ли окружной судья, допустим, как в Соединенных Штатах, право на помилование по уголовным преступлениям? Какие права будут у силовых структур? Вопросов много и их надо решать
Если мы оставим все, как есть сейчас, - успеха не будет.
Вот такой пример. Что делают пожарные в МВД? Они должны тушить пожары, а МВД расследовать преступления. Поэтому пожарным, скорее, место в МЧС, но только в МЧС должна быть законодательно-нормативная база и контрольные функции. А все остальное - даже не в субъектах федерации, а в муниципальных образованиях. Ни субъект, ни округ не горит. Горит город, горит поселение, горит дом. Поэтому и пожарные должны быть в муниципалитете. Точно также и с милицией. Должна быть федеральная структура, которая занимается борьбой с организованными преступными группировками, расследованием тяжких преступлений, убийств. Все остальное - квартирные кражи, столкновение автомобилей и т.д., этим занимается местная милиция. Милиция общественной безопасности, может быть, так ее назвать. И федеральный ствол власти финансирует и контролирует деятельность своей службы, а местная финансируется из местного бюджета, и контролируется местной властью. Разумеется, субъектом федерации. И избирается руководитель такой службы вместе с губернатором. Чтобы не было телефонного права и не возникало элементов коррупции. И в отставку его губернатор не может отправлять. В отставку его может отправить федеральный прокурор, но и то, после того, как в его действиях будет обнаружен состав преступления, суд это признает, и лишь тогда он отправляется в отставку.
Точно так же, вместе с губернатором должны избираться областной судья и областной прокурор. Это широко принятая практика в США. А в некоторых штатах избирается еще и финансовый директор, по-нашему – руководитель департамента финансов, чтобы ни с какой стороны не было давления на расходование бюджетных средств.
Тогда вырисовывается совершенно другая картина и губернской власти. Законодательное собрание у нас сегодня просто переписывает федеральные законы. Единственное, в чем наша Губернская Дума самостоятельна - это формирование областного бюджета. Тогда она должна работать 4 месяца в году - принять бюджет и периодически собираться, рассматривать вопросы по его использованию. И все, больше ничего не надо делать. Потому что все остальное - дублирование федерального законодательства.
Если же вернуться к развитию федерации, эти созданные семь округов могут быть основой будущей федерации. То есть, они – будущие субъекты федерации, а мы - области, края и республики, входящие в эти федеральные округа, – перестаем быть субъектами федерации. Это другая модель, при которой возможен механизм создания нового федеративного государства. При такой модели возможно решение проблемы воссоединения с Белоруссией. Белоруссия входит как субъект федерации, а области, входящие в Белоруссию, не будут субъектами федерации. И тогда возможно и с Украиной, и с Молдавией, и с Киргизией, и с Арменией создание нового союзного государства.
Если предусмотрена такая стратегия, то я, при всем моем, будем говорить, отрицательном мнении о нынешнем качестве федерализма, обеими руками за такую модель. Я считаю, что это колоссально перспективная вещь. Не знаю, думают ли о таком развитии событий администрация президента, законодатели, сам президент, но за этой моделью я вижу очень большое будущее.
Не могли бы Вы рассказать, как строятся Ваши отношения с бывшим соратником по СПС, полпредом президента по Приволжскому округу Сергеем Кириенко?
Я считаю, что нам, Приволжскому федеральному округу просто повезло. Если кто-то считает, что нам не повезло, то тогда мне точно повезло. Мы с Сергеем Владиленовичем по мысли, по экономической риторике, по действиям – люди одного типа. И, конечно, я с Кириенко всегда нахожу общий язык. Меня радует, что есть возможность вместе творчески работать. Другое дело, что и у него, и у меня еще недостаточно полномочий, чтобы решать какие-то глобальные вопросы. Но, понимая их важность, мы уже начали эту работу. Вот недавно на совещании у Путина по вопросам автомобильной промышленности я вышел с одной инициативой. Сергей Владиленович, как руководитель округа, меня поддержал.
Сейчас мы совместно активно работаем над такой же программой в авиастроении. Поэтому я считаю, что нам повезло, и у меня никакой ревности к Сергею Владиленовичу нет. Будем говорить открыто, он в дела губернаторов не вмешивается, собирает нас только по нужным и понятным нам вопросах. Мало того, как человек достаточно организационно грамотный, он старается собирать нас, чтобы было всем удобно, чтобы нас лишний раз не дергать. Например, мы приехали на заседание Совета Федерации или Госсовета, и он нас там же, в Москве и собирает. Когда я говорил со своими коллегами из других федеральных округов, они просто нам завидуют. Их там каждый месяц дергают то в один город, то в другой на различные совещания. Мне очень нравится, что Кириенко начал работать по очень интересным программам, хотя бы по социальной программе. Социальная гарантия граждан - это задача государства. Если он является стволом президентской власти, он должен эти задачи, по крайней мере, хорошо знать или видеть, как они в субъектах решаются, чтобы давать конкретные предложения самому президенту или администрации. У меня претензий к Сергею Владиленовичу нет. Отношения у нас с ним дружеские.
Расскажите о работе вашей партии - Российской партии социальной демократии.
Ну, я не могу сказать, что это моя партия - я просто председатель партии. Идеологом социальной демократии в России является Александр Николаевич Яковлев. Пять лет назад он очень четко понял, что мы не должны останавливаться на позициях социал-демократии, о которых говорили Плеханов или Мартов. Мы не будем строить социализм. Будем говорить открыто, нас в свое время в Социнтерн не принимали. Тогда был создан свой Коминтерн, и принимали туда по распоряжению Сталина. Но социалисты Европы объединились, и сегодня, если брать парламент Европы, 12 государств возглавляют именно партии социал-демократического направления: и Венгрия, и Португалия, и Голландия, и Германия, и Великобритания, и Швеция, и Австрия – это я назвал самые крупные государства. Я был на съезде социалистических партий Европы, где Герхард Шредер прямо сказал, что высшее образование молодежи - будущее Германии и Европы, и оно не должно зависеть от кошелька родителей. В Германии и Швеции образование бесплатное. Но за квартиру платят полностью, за коммуналку платят полностью. Те, кто учится, платят полностью за общежитие. А государство возмещает в качестве кредита. И страховки есть под этот кредит, если он после вуза не устроится на работу. Мы с председателем нашего совета ректоров Геннадием Котельниковым специально ездили в Швецию. Изучали там эти проблемы.
Сегодня у нас в 70 с лишним субъектах федерации зарегистрированы региональные отделения. Мы проводим конференции, обучаем наших региональных лидеров и активистов теории и идеологии социальной демократии, теории и практике ведения организационной работы по укреплению рядов. У нас почти 9 тысяч членов уже получили партийные билеты. Мы ведем большую работу вместе с Михаилом Сергеевичем Горбачевым по объединению всех социал-демократических сил России. Самое главное - если объединятся Российская партия социальной демократии и Российская объединенная социал-демократическая партия. Эти процессы идут и идут снизу - конференции проходят в регионах. Когда произойдет это объединение, нас без всяких задержек примут в Социнтерн. И мы выйдем на следующую ступень - гражданский диалог между Европой и Россией. У нас ведь никогда не было гражданского диалога. У нас был диалог партий, но он были как бы диктаторским, и партии считались как бы подчиненными Коммунистической партии Советского Союза. А это будет равноправный диалог. Я считаю, что заявления о том, что сегодня восточнее растет стена, которая страшнее, чем в свое время была берлинская стена, совершенно правильные: идеологическое непонимание, гражданское непонимание значительно сильнее, чем выстроенная каменная стена. Думаю, понимая это, Путин на встрече с Горбачевым говорил, что страна наша по сути социал-демократическая и он понимает, что мы с Михаилом Сергеевичем делаем нужное дело.
Как вы относитесь к новому закону о партиях?
Я в российском новом законе о партиях сегодня вижу основную позицию ущемления демократии - это количество членов партии. Если брать мировой опыт, во многих странах есть закон о партиях, где численность не ограничивается, а есть - где ограничивается. Франция, Италия, Испания, Португалия - там ограничивается численность, но не такими цифрами как у нас, пять тысяч, десять тысяч, а более низкими - допустим полторы, три тысячи, тысяча человек. Если исходить из голой теории демократического общества, то тогда конечно не должно быть ограничения численности. Если исходить из того, что сегодня Россия на этапе строительства, на этапе совершенствования своего законодательства и строительства гражданского общества и демократии, может быть ограничение и разумно было бы тысяч в пять. Но 10 тысяч – это, конечно, достаточно большая цифра, и она сегодня серьезно стимулирует многие партии к процессам объединения. Я думаю это тоже не самый плохой вектор.
Что Вы думаете о массовом походе военных во власть?
Военные, как и все граждане нашей страны, имеют право избираться и быть избранными. Лично я считаю, что человек, который хочет заняться политической деятельностью, хочет избираться в органы власти, должен предварительно уволиться из армии. Сначала он должен уйти в отставку и лишь потом избираться. И в армию он больше уже не возвращается. Армия должна быть деполитизирована. Я считаю, что служащие в армии не должны голосовать и не должны участвовать в выборах.
Жители города Балаково Саратовской области заявляли о своем желании перейти в Самарскую область. Что вы думаете по этому поводу?
Да, были такие посылы и в Ульяновской области, и в Оренбургской, да и в Саратовской не только Балаково, а еще Перелюбский, и Духовницкий районы. Это нормальное желание людей. Я либерал, ну желают люди - пожалуйста. Вся беда в том, что они не знают законов. Не надо обращаться к Константину Алексеевичу Титову. Надо провести у себя референдум. И референдум надо провести не в этих районах. А референдум надо провести в области. Согласна ли область передать эти районы в Самарскую область. Скажут - согласны передать, мы проведем референдум, согласны ли мы принять. Подписали соглашение - в Совет Федерации. Совет Федерации проголосовал и все. И я здесь никакой проблемы не вижу, поэтому если хотят - на здоровье, пусть проводят референдум. Если не хотят, значит не хотят.
В Самаре 15 июля состоятся выборы мэра. Вы будете кого-либо поддерживать?
Мэра народ сам должен выбрать. Я могу лишь сказать, за кого я голосовать не буду. За Звягина я не буду голосовать. Вот и все. А остальное – время покажет. Пока вот так.