По мнению Сергея Юшенкова, существует опасность, что в борьбе с терроризмом государство само может использовать террор. "А государственный терроризм - страшнее терроризма отдельных групп, - заметил депутат. - Мы это пережили, вспомним историю Советского Союза в годы Сталина".
Сегодня, продолжал Юшенков, вполне возможно повторение прошлого. И объяснил такое свое допущение следующим образом: "Наше государство не имеет системы парламентского и гражданского контроля над деятельностью спецслужб. Спецслужбы под видом сохранения государственной тайны и обеспечения национальной безопасности, наконец, под видом борьбы с терроризмом имеют возможность преследовать свои узко ведомственные интересы. И, в конечном итоге, превратить само государство в заложника своих интересов, чтобы оно работало исключительно на них, как, повторяю, уже было в нашей совсем еще недавней истории".
В странах с развитой демократией, продолжал Юшенков, это невозможно, что подтвердили события в США после 11 сентября прошлого года. "Конгресс до сих пор ведет расследование деятельности самих спецслужб, выясняет, почему они не предотвратили теракты. У нас такое парламентское расследование невозможно, так как все сразу сводится к необходимости соблюдать государственную тайну, все засекречивается. Боюсь, что теперь под видом борьбы с терроризмом спецслужбы начнут бороться с инакомыслием. Основанием для таких опасений служит то, как замалчиваются все подробности антитеррористической операции – начиная с типа использованного газа, заканчивая сокрытием истинного содержания переговоров с террористами".
В интервью АПН Юшенков напомнил, что, террористы выдвигали всего два условия освобождения заложников: требовали выступления Путина с заявлением, что он считает возможным решить чеченскую проблему политическим путем, путем переговоров, и - второе условие - просили начать при посредничестве лорда Джадда выводить хоть какие-то воинские части из любого района Чечни.
"Прими мы эти условия, подчеркнул депутат, - а в них, по его мнению, нет ничего зазорного, унизительного, - все заложники были бы сегодня живы. Но у нашего государства совершенно иные ценности - не человеческие жизни. Так что нынче есть реальная опасность окончательного утверждения в России полицейско-бюрократического режима".
"Между прочим, элементы этого режима уже введены: сегодня милиция останавливает и досматривает любые автомашины. И никто не возражает, наоборот - все с готовностью показывают багажники. Но по закону такие осмотры можно проводить лишь после введения чрезвычайного положения. А его, как знаем, никто не вводил. Значит, имеет место произвол. И снова вопрос: почему? Да потому, что спецслужбы и те, кто стоит над ними, боятся действовать по закону. В США не боятся, а у нас боятся". "К огромному сожалению, произвол спецслужб вновь набирает силу в России", - завершил Юшенков интервью.