Как известно, Литва горячо желает в самое ближайшее время вступить в Европейский Союз и НАТО. Одним из важнейших условий присоединения к этим международным организациям является отсутствие территориальных споров с соседями. По словам Алксниса, спикер Геннадий СелезнЈв и глава думского Комитета по международным делам Дмитрий Рогозин, оказывая явную услугу Литве, торопят депутатов с ратификацией российско-литовского договора «О границе». Отсутствие такого ратифицированного обеими сторонами договора, а равно отсутствие делимитированной границы между Литвой и Россией (Калининградской областью) не позволяют этой балтийской республике интегрироваться в политико-экономические и военные структуры Запада. Между тем нынешние границы Литвы с исторической и правовой точки зрения далеко не бесспорны. Фактически треть еЈ территории, включая столицу – это подарок страны Советов.
На момент начала первой мировой войны Литва, а также Белоруссия и центральная часть территории Польши входили в состав Российской Империи. По переписи 1875 года Вильно (ныне Вильнюс) – один из главных центров средневековой Речи Посполитой – был исключительно многонациональным городом. Там проживали в сопоставимом количестве поляки, литовцы и «православные», а самую многочисленную этническую и конфессиональную общину составляли евреи.
В 1919 году Версальский мирный договор подвЈл итоги первой мировой войны. На карте Европы возникли независимые польское и литовское государства. Вильно и прилегающий Виленский край (называвшийся ещЈ Срединной Литвой) державы победившей Антанты отнесли к территории Польши. Немецкому городу Мемель (ныне Клайпеда) и прилегающему району – так называемой Малой Литве, входившей до того в состав германской Восточной Пруссии – придали особый международный статус. Фактически этой территорией управлял военный комендант французского оккупационного корпуса.
Между тем Советская Россия, подписав в 1920 году договор с Литвой, объявила Виленский край литовским. Но не слишком удачный для РСФСР итог войны с «белополяками», закончившейся заключением в марте 1921 года Рижского мира, заставил российскую сторону признать польский суверенитет над Виленским краем. В 1922 году Лига Наций утвердила соответствующую конфигурацию польско-литовской границы. Столицей Литовской Республики стал город Ковно (Каунас). Зато в 1923 году французы покинули Мемель, и город де-факто сделался литовской Клайпедой, однако никакого международно-правового закрепления это не получило.
События марта 1939 года стали не лучшей страницей в литовской истории. После инцидента на польско-литовской границе, в результате которого погиб польский пограничник, Польша выдвинула Литве ультиматум. Литовское правительство во главе с президентом А. Сметоной 19 марта приняло польский ультиматум и объявило, что Литва отказывается от притязаний на Виленский край «на вечные времена». Гитлеровская Германия 22 марта потребовала от Литвы отчистить «незаконно оккупированный немецкий город Мемель». Литва беспрекословно выполнила и это требование.
Но, как известно, в сентябре 1939 года Германия напала на Польшу, а с востока подошли советские войска. И 10 октября 1939 года, в соответствии с «пактом Молотов – Риббентроп», СССР дарит «буржуазной» Литовской Республике отвоЈванный у Польши Виленский край, ту самую Срединную Литву, от которой всего за полгода до этого Литва торжественно «навсегда» отказалась. Таким образом, Литва расширяет свою территорию на юго-востоке и становится соседкой советской Белоруссии.
В июне 1940 года в Литве по требованию Советского Союза происходит смена правительства. Затем провозглашается Литовская ССР, которая становится одной из советских республик. Территория Литовской ССР расширяется за счЈт некоторых приграничных районов Белорусской ССР. «В Москве это рассматривали как компенсацию Литве за утрату государственной независимости», - считает Виктор Алкснис.
«История Литвы ХХ века, - полагает депутат, - свидетельствует о том, что политическая элита этой страны не умеет держать удар и очень быстро капитулирует в ответ на ультиматумы, независимо от того, предъявляют их Польша, Германия или СССР».
В январе 1941 года СССР покупает у Германии за 35 миллионов марок (а фактически за нефть и другие стратегические материалы) ещЈ 8.200 кв. км польской земли – оккупированный немцами так называемый Вылкавысский выступ (недалеко от польского города Сувалки) – теперь уже для советской Литвы. Так Литовская ССР расширяется и на юго-западной границе.
Последнее территориальное приращение Литва как союзная республика в составе СССР осуществляет в 1945 году. В соответствии с Потсдамским мирным договором Восточную Пруссию, принадлежавшую побеждЈнной Германии, делят СССР и Польша. Центральная часть Восточной Пруссии становится Калининградской областью РСФСР, но Мемель (Клайпеда) с прилегающим районом, а также северо-восточная часть Куршской косы переходят в административное управление Литовской ССР. По словам Виктора Алксниса, передача этой территории литовским советским властям осуществилась по приказу советского фронтового командования и никак юридически не подкреплена, в том числе даже нормативными актами органов государственной власти СССР.
В плане практической политики Виктор Алкснис делает из вышеизложенного вывод, что власти Российской Федерации совершили серьЈзный просчЈт. Вместо того, чтобы оказывать дипломатическое, политическое и экономическое давление на Литву с целью добиться от неЈ наилучших условий транзита для Калининградского полуанклава и решения других спорных вопросов в пользу России, они предпочли договариваться с Европейским Союзом. В Кремле, видимо, считали, что литовская политическая элита, только что «порвавшая с советским игом», настроена заведомо против России, тогда как в Европе у России союзники и друзья. Однако новейшая история показала ошибочность такого видения ситуации и основанной на этом видении тактики. Москва должна исправить свои внешнеполитические ошибки как можно скорее. Сейчас, когда Литва ещЈ не вступила в ЕС и НАТО, это, по мнению Алксниса, вполне реально сделать.