От былой любви армии к своему Верховному Главнокомандующему, когда в ходе знаменитых поездок Владимира Путина в Ботлих и Чечню его там разве что не носили на руках, сегодня не осталось и следа. С плохо скрываемым раздражением встретил офицерский корпус известие о том, что при молчаливом одобрении Кремля Североатлантический альянс пересек границу бывшего СССР. Расширение НАТО воспринято в армии как свидетельство слабости Путина. С точки зрения геополитики можно констатировать: теперь окончательно закреплен статус России как второстепенной державы. Москва окончательно и бесповоротно распрощалась с территориальным наследием Петра Первого, Екатерины Второй и Иосифа Сталина, каждый из которых, несмотря на присущую им жестокость, мыслил государственными категориями, и в области внешней политики и обороны действовал, прежде всего, исходя из интересов своей страны.
Как признают в Генеральном штабе, в чисто военном отношении ситуация ухудшилась кардинально. Так, в случае неядерного конфликта между Россией и НАТО, крылатым ракетам "Томагавк", запущенным из воздушного пространства Латвии и Эстонии, понадобится 40-50 минут для того, чтобы поразить объекты, входящие в систему ЦКП Генштаба и видов ВС, и уничтожить воздушные пункты управления, дежурящие на подмосковных аэродромах, тем самым фактически парализовав стратегическое звено управления Вооруженными Силами РФ. На осмысление ситуации и ответную реакцию времени практически не остается. К тому же надо учесть деградацию российской ПВО, многочисленные дыры в сплошном радиолокационном поле (как такового его сегодня просто не существует) и продолжающийся процесс сокращения частей противовоздушной обороны.
Насколько вероятен сценарий ограниченного военного конфликта с НАТО? Такого, разумеется, не случится, пока Москва является союзником Вашингтона и следует в фарватере его внешней политики. Однако Путин в Кремле не вечен. И кто знает, с какими формами силового давления и военного шантажа может столкнуться будущий лидер России, осмелься он дистанцироваться от США и провозгласить первичность интересов своей страны.
Мог ли Владимир Путин затормозить экспансию Североатлантического альянса? Это уже вопрос искусства дипломатии, в которой хороши любые средства, включая тайные методы влияния и демонстрация мускулов. Во всяком случае, попытаться уж точно был должен. Но Путин не сделал ничего. Более того - он фактически включил перед НАТО "зеленый свет". Имея значительную русскую диаспору в Эстонии и Латвии, действующую в странах Балтии обширную агентурную сеть СВР и ГРУ, неурегулированные территориальные проблемы с этими двумя бывшими советскими республиками, наконец, существенный протестный потенциал у части русскоязычного населения, Москва не предприняла никаких шагов для того, чтобы разыграть эти карты с выгодой для себя. Результаты такой близорукой политики последуют весьма скоро и в военном аспекте они окажутся для России весьма негативными.
Некогда пилотировавший Су-27 над Чечней и посещавший на Новый Год федеральную группировку войск в мятежной республике Путин теперь редкий гость в войсках. С офицерским корпусом он предпочитает общаться во время торжественных приемов в Кремле. Иногда президент выезжает посмотреть показные учения военных моряков, видимо, стремясь преодолеть синдром Курска. О ситуации же в армии он узнает главным образом по отчетам министра обороны Сергея Иванова и агентурным сводкам органов военной контрразведки ФСБ, осуществляющих мониторинг за положением дел в силовых структурах страны.
О Сергее Иванове, выполняющем миссию политического комиссара Кремля при начальнике Генерального штаба Анатолии Квашнине, следует сказать особо. Очевидная некомпетентность министра обороны бьет, прежде всего, по авторитету Кремля. Слов произносится много, а вот практических дел нет. Где части постоянной боевой готовности, которых, судя по докладам, каждый год становится все больше и больше? Пока российской общественности не показали ни одной. Бывший генерал-лейтенант СВР преуспел лишь в одном - в словесных угрозах в адрес неспокойных соседей России. Министр постоянно отодвигает временные рубежи, когда многострадальная военная реформа даст хоть какие-то видимые результаты. Последний обозначенный Ивановым срок - 2007 год - придется как раз на то время, когда президент, завершив второй срок своих полномочий, будет, скорее всего, занят созданием "Путин-фонда", в котором, вероятно, найдется место и нынешнему министру обороны.
На этом фоне из Вооруженных сил выдавливают генералов-патриотов, профессионалов своего дела. Вслед за маршалом Игорем Сергеевым уволены начальник Главного управления международного военного сотрудничества МО РФ генерал-полковник Леонид Ивашов, командующий Армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов, командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Михаил Опарин, командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов, отправлен в почетную ссылку главнокомандующий РВСН генерал армии Владимир Яковлев. Парадокс, но в армии не осталось генералов, любимых и уважаемых в народе, чьи имена ассоциируются с воинской честью. Лишь двое - командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак и командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Геннадий Трошев могут быть отнесены к этой категории. Да и то, оба они первые кандидаты на вылет из рядов Вооруженных сил, где сегодня ценится не профессионализм, а политическая лояльность.
Все чаще в воинских гарнизонах Путина сравнивают с Горбачевым. В армии усиливаются антизападные и антиамериканские настроения, несмотря на идеологические инъекции, которые делают российским военнослужащим со страниц "Красной Звезды" генсек НАТО и посол США в Москве. Свыше 80% офицерского состава ВС РФ продолжают считать Североатлантический альянс и Соединенные Штаты потенциальным противником. Отсюда недовольство внешней политикой Кремля и падение рейтинга президента в армии, который, по имеющимся оценкам, в настоящее время не превышает 18%.
Игорь Коротченко - специально для АПН