По информации АПН, вокруг проекта реорганизации Авиационного военно-промышленного комплекса (АВПК) «Сухой», который уже был передан президенту, в последнее время развернулась ожесточенная борьба.
Соответствующий указ президента был задуман, чтобы переориентировать финансовые потоки в самолетостроении: средства, которые направляются на производство серийных самолетов Су (разработанных около 15 лет назад), вложить в создание принципиально новой машины 5-го поколения, которая могла бы составить альтернативу американскому истребителю 5-го поколения. Пока он не имеет аналога в мире.
Согласно проекту реорганизации, в состав комплекса должны войти три серийных завода по производству самолетов (типа Су): Новосибирский (НАПО), Иркутский (ИАПО, имеет контракт с Индией на несколько сотен млн. долларов на поставку Су-30) и Комсомольский-на-Амуре (КнААПО) (исполняет контракт с Китаем по поставке Су-27). Однако заводы, которые штампуют машины, не хотят интегрироваться в новый реорганизованный единый комплекс «Сухой». Для них – это существенная потеря денег, которые пойдут на финансирование ОКБ.
Однако проблема в том, что если ОКБ «Сухой», которое является разработчиком военных самолетов, будет, как и прежде, финансироваться по остаточному принципу, через 5-6 лет оно «загнется», а вместе с ним и надежды России на военно-воздушный паритет с США.
Между тем, руководство серийных заводов развернуло интригу с целью не допустить подписания этого указа. Если же это окажется неизбежным, то - перехватить инициативу и предложить свой вариант, смысл которого будет заключаться в создании альтернативного объединения во главе с руководителем одного из вышеуказанных заводов. Каждый из этих уважаемых самолетостроителей пользуется политическим прикрытием губернатора соответствующей области – Новосибирской, Иркутской и Хабаровского края.
Со своей стороны, и губернаторы заинтересованы в сохранении статус-кво, когда авиационные заказы финансируются через бюджеты региона. Тот же хабаровский лидер Виктор Ишаев, недавно переизбравшийся на очередной срок, явно не желал бы терять финансовые вливания и отдавать их Москве. Таким образом, руководством заводов, при помощи лидеров регионов, организована фронда, цель которой - пролоббировать свой вариант указа, очень похожий на президентский, но закрепляющий нынешнее положение вещей, при котором финансовые потоки распределяются только между «своими».
Однако в центре у заводчиков есть сильные конкуренты. В частности, вице-премьер по делам ВПК Илья Клебанов, известный как автор идеи реструктуризации «оборонки»: из несколько тысяч предприятий, каждое из которых эксплуатирует наработки СССР, он предлагает создать 30-40 крупных холдингов.
В борьбе центра и регионов за контроль над ВПК, есть не только финансовая, но и политическая составляющая. Тогда как Кремль стремится создать централизованное управление ВПК в масштабах РФ, регионы – хотят по-прежнему стричь купоны, используя нынешнюю ситуацию неопределенности. Для этого они используют даже Госсовет. Тот же Ишаев является членом президиума Госсовета (там есть и рабочая группа по реструктуризации ВПК) и пытается лоббировать свои интересы через эту еще не оформившуюся толком структуру.
Есть еще третий вариант: если указ все же будет подписан президентом, самолетостроители могут попытаться поставить на место главы АВПК «Сухого» своего человека.
Сегодня рассматривается несколько претендентов. Среди них:
1) Михаил Погосян – нынешний руководитель ВПК Сухой»
2) Руководитель Иркутского ИАПО – Алексей Федоров
3) Хабаровский губернатор Виктор Ишаев (его кандидатура выдвинута одним из руководителей КнААПО).