По мнению политолога, цель визита Владимира Путина в Китай - это не столько подписание соглашений, сколько знакомство с новым лидером Ху Цзиньтао, который должен подтвердить, что он является преемником старого курса и готов противостоять «западу», опираясь на «север», то есть - на Россию.
Если прежний руководитель Цзянь Цзэминь учился в России, хорошо знает русский и хорошо относится к нашей стране, то новый лидер – человек прагматичный и к России никаких особых чувств не испытывает. Поэтому главное, чтобы через два года, когда он окончательно возьмет власть в свои руки, он был готов подтвердить неизменность вверенного ему курса на дружбу с Россией.
Кроме того, отметил Валерий Федоров, надо учесть, что после Пекина Путин едет в Дели, где будет подписано крупное соглашение о продаже Индии широкой номенклатуры вооружения, в том числе авианосца, что само по себе является болезненным для Пекина. Поэтому Путин должен будет постараться убедить пекинское руководство, что это ничем ему не грозит, и Россия вовсе не отдает предпочтение Дели.
Также, по мнению эксперта, важна и экономическая составляющая визита. В самом Китае - кризис перепроизводства, и его экспортная политика, направленная на «запад», уже исчерпала себя, потому что тот рынок близок к перенасыщению китайскими товарами. В отличие от российского рынка, который остается по-прежнему перспективным для Китая.
Впрочем, здесь у Москвы и Пекина разные задачи. Россия также рассматривает Китай как рынок перспективный, причем надеется экспортировать туда не только военную продукцию, но и атомное машиностроение, авиационное и т.д. Пока же Китай закупил у нас несколько Ил-96, но эта кампания скорее носила демонстративный характер, – как знак уважения к России. А нам важно сделать этот бизнес реальным. И все-таки, считает Валерий Федоров, российско-китайские отношения в экономическом плане развиваются стремительно - если Ельцину удалось только договориться с Цзян Цзэминем о товарообороте в 10 млрд. долларов, то уже сейчас эта цифра реально достигнута и отношения надо развивать дальше.
Но, как заметил Федоров, пока все еще существуют и определенное препятствие для развития российско-китайских отношений. Речь идет о сильном антикитайском лобби в руководстве России, которое ведет политику, направленную против Пекина, и рассматривает китайский демографический ресурс как угрозу России. Приток дешевой китайской рабочей силы чреват созданием крупных национальных образований на востоке нашей страны, которые будут ориентироваться на Пекин, что, очевидно, создаст проблемы для сохранения террриториальной целостности России
Вместе с тем, по мнению Федорова, Путин прагматичен в своей политике и понимает, что никакое антикитайское лобби не заменит России десятимиллиардный годовой товарооборот и огромный рынок военного экспорта в Китай.