В эти дни мне многие звонили и просили высказаться про ситуацию на Украине.
Мне было некогда. Я был в русском старинном городе Кашине и происходящее наблюдал из глубинки. Работа была связана с диагностикой ситуации вокруг надвигающейся реформы местного самоуправления (Вывод исследования — нас ожидает системный апокалипсис, трудности и вектор которого заложены многими «законодательными суррогатами» центральной, региональной и местной власти в 2002-2004 гг.)
В этом удивительном русском городе есть улица Красных Идей. Такого названия я не встречал нигде. Там, рядом с улицей Красных Идей, есть храм Петра и Павла, — один из 33 православных храмов, поставленных на речке Кашинке, которая в этом месте изображает своим течением сердце Христово. Место получается уникальное. Красота невероятная. Благо, что снег выпал этой осенью обильно и сразу.
А еще там есть рынок, что торгует каждый четверг и каждое воскресение.
Интересно было наблюдать процесс местной торговли 7 ноября. В этот день Великой октябрьской социалистической революции кашинские коммунисты куда-то пропали. Я впервые увидел русский город, в котором улица Красных Идей есть, а носителей красных идей нет. Зато место на центральной площади, где стоит памятник В.И.Ленину, прочно заняли товарно-денежные отношения. Все в городе торгуют. Все продается. Многое покупается. Идей нет. Работают жажда наживы и простые человеческие рефлексы — кушать хочется. Да и одеваться в зимнем городе необходимо.
Улица Красных Идей остается символом прошлой идеологической эпохи. Кашинцы же живут вне и без идеологии, создавая новый порядок и новые правила жизни по четвергам и воскресеньям. В этом смысле отмена Государственной Думой праздника 7 ноября очень кстати. Она точно соотносится с мироощущением простого россиянина — красные идеи ему больше не нужны. Люди с ними не работают и про них уже забыли.
Но и демократические идеи до ума и сердца еще не дошли, да и надобности в этом нет. Зато простой россиянин достаточно прочно полюбил недостаточно идеологичную «Единую Россию». В партию власти верят и готовы поддерживать ее реформы не менее трети местного голосующего населения. При этом о последствиях деятельности партии и выдвигаемых ею на властные посты лидеров, никто рассуждать не будет — по идеям и с идеями никто уже не живет. Так архаично думает только учительство или интеллигенция. День и ночь выживающий россиянин строит свою карьеру по-другому — вненравственно, бесправно, безидеиологично. То есть как получится.
Для россиянина забота об идеалах и нравственности — вещь непростительно дорогая и очень недоступная. В России для высоких дел призывают очень редко и очень искрометно. Потому все эти голосования на выборах никаких усилий не стоят. Это примерно так же, как смахнуть комара с лица. В этом деле главное отмахнуться, точно зная, что напасть от тебя вряд ли отвяжется.
Такое голосование и такая безнравственная и безыдейная поддержка, простому человеку дается не по убеждению. Простой человек куда быстрее и проворнее этой властной партии осваивает торгашеские дела и новый российский порядок. Пока принцип «Обмани ближнего, а не то тебя обманет дальний» будет базовым в жизни российской глубинки, партия власти может жить спокойно — любые дела, большие и малые, государственные и планетарные, будут населением поддерживаться. Почему так, я не знаю.
Скорее всего потому, что партийная работа и партийное строительство последних 4 лет прочно «вмонтированы» в новый курс. В тот новый порядок, где люди нравственность как чисто человеческое уже не создают и тем более не распространяют. Где нравственное и преступное не различают, а живут по течению, по тому наитию, где полностью усвоили свою подчиненность и покорность судьбе.
Власть, партия и «единороссы» уверены, что именно они правы по существу. Хотя, что это за «существо», ответить никто из них не может. И никогда не ответит. Россия перестала жить на традиционно разработанных цивилизацией формах и способах идеализации, называемых наукой, мнением, общественным сознанием, идеологией, категориями, доктринами, педагогическими истинами, правом и законом. Большинство населения живет какими-то досоциальными способами. Поэтому все телевизионные и информационные разработки понимаются не целостно и логично, а внерационально и внекультурно. Понимают, как понимают, и точка.
Километров за тридцать от Кашина, в сторону Твери, есть санаторий управления делами Президента Российской Федерации. Санаторий называется «Тетьково». Расположен он на реке Медведица. Места красивейшие. Земли дорогущие — реки верховья Волги открывают возможность водного передвижения и отдыха самым богатым людям страны на самых современных яхтах, катерах и шхунах. Стоимость земельных участков от 15000 до 1,5 миллиона долларов США. Но санаторий пуст, хотя живущие и работающие там люди за штат не выведены.
Пустует санаторий для того, чтобы в его стенах «местный глава администрации» мог принимать иногда ветеранов. Но чаще «нужных» людей, чтобы спаивать их водкой «Вереск», которая тоже производится в славном городе Кашине. Зрелище это грустное. Когда это видишь, этот пьяный угар продавцов и покупателей земли русской (земли — в прямом смысле слова и факта!), становится многое понятным. И почти избытое студенческое чувство несправедливости в очередной раз присоединяется к чувству зрелого протеста.
Но, если вдуматься, ничего грустного и неожиданного в этом сюжете нет. Наша центральная власть поддерживает и продвигает в структуры власти многих непонятных и сомнительных управленцев — то просто питерских земляков и однокашников, то лиц с криминальным прошлым. Украина в этом смысле для нас дело не новое. Сегодня мы открыто поддерживаем кандидата с уголовным прошлым. Хотя, если вспомнить, то, начиная с Гантамирова (См. Гантамиров Бислан Сайд-Алиевич. Библиографическая справка), наша власть поддерживает и внедряет на руководящие посты судимых и подсудимых, подозреваемых и обвиняемых.
Запрет по факту на преступную биографию давно снят с политической повестки дня. Местная власть, не долго думая, делает то же самое. Но желает это более грубо и открыто и …. становится абсолютно криминальной. В результате, многое, если не все, становится понятным. Реформы с опорой на институциональный криминал — вот что происходит с Россией сегодня.
В этом смысле, происходящее на Украине — можно трактовать как фрагмент распада политической безнравственности. Люди запутались и потеряли нравственные и правовые основания. Им трудно. Выйти из нравственного кризиса они способны только сами.
Но российская глубинка эту украинскую тему не обсуждает. Нет смысла. Никакие темы никто в глубинке не обсуждает. Нет такого способа жизни — что-то обсуждать, а потом делать.
Улица Красных Идей как символ прошлой жизни покоится и воскресает в Кашине благими делами прихожан и настоятельными молитвами отца Евгения в храме Петра и Павла.
А где и кем будут отпущены грехи нашей власти? Кто возьмет на себя смелость предложить нации работать и зарабатывать честно?
На эти вопросы придется отвечать и придется отвечать очень скоро. Нам предстоит пережить провал территориальной реформы как реформы местного самоуправления с непонятными территориями-поселениями и ожидаемой перенарезкой земли, ЖКХ и транспортных коммуникаций. Может быть эта трагедия объективно заставит ответить на вопрос о пределах лжи. О неизбежных границах политической некомпетентности и безнравственной мотивации практически всех, кто находится сегодня во властных структурах.
Не думаю, что это произойдет скоро и быстро. Как показывает личный опыт, многие чиновники не понимают различия нравственного и безнравственного. В этом смысле, «облако власти», опутало себя ложными представлениями если не окончательно, то очень глубинно. Да так глубинно, что население с этим безмолвно согласно.
«Улицу Красных Идей как место Храма для исповеди» — вот что мы имеем сегодня. Но воинствующие атеисты и члены их семей думают, что судьба им приготовила другое. Они поставили на распродажу себя и земли, где они родились и где умерли их предки. На исповедь в Храм из них приходят лишь единицы. К сожалению, власть не с ними.
Хотя это только гражданская власть не с нравственными людьми. Власть как мировая данность и Власть Духа давно освободились от тех, кто делом политики считает безнравственное мироустройство. Так что все в порядке в этом мире, где идеи уступили место жизни как видению, слышанию и возделыванию происходящего.