В ближайшее время под эгидой Совета безопасности РФ должно состояться межведомственное совещание, посвященное утверждению программы по разработке российского истребителя пятого поколения. В настоящее время усилиями отечественной авиапромышленности создано два прототипа перспективного самолета С-37 "Беркут" (ОКБ "Сухого") и так называемый проект 1.44 (РСК "МиГ"). Однако обе эти машины представляют собой лишь летающие платформы, на которых конструктора отрабатывают новые авиационные технологии. К тому же руководство Военно-Воздушных Сил РФ до сих пор так и не определилось в требованиях, которым должен отвечать истребитель пятого поколения. Между тем в США полным ходом идут работы как по программе F-22, так и по программе JSF (единый ударный истребитель). F-22 и JSF относятся к истребителям пятого поколения.
Главная проблема, с которой сталкиваются российские разработчики - отсутствие необходимых финансовых средств и конкуренция между конструкторскими бюро. В АВПК "Сухой" считают, что только для доведения С-37 до серийного производства потребуется около $ 10 миллиардов. Для российской авиапромышленности это неподъемная сумма, да и для российского бюджета тоже. Поэтому предлагается в рамках программы разработки отечественного истребителя пятого поколения объединить усилия серийных заводов и разработчиков. Как ожидается, будет создан единый авиационный холдинг, куда войдут конструкторские бюро "Сухого", Микояна и Яковлева c опытными производствами, а также авиационные объединения в Новосибирске, Иркутске, Комсомольске-на-Амуре, авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (все они входят в АВПК "Сухой"), нижегородский авиационный завод "Сокол", а также серийные заводы РСК "МиГ".
Руководителем нового холдинга, как ожидается, будет назначен нынешний генеральный директор АВПК "Сухой" Михаил Погосян, пользующийся поддержкой вице-премьера Ильи Клебанова и руководителя администрации президента Александра Волошина.
Недостающие финансовые средства планируется изыскать за счет подключения к работам по новому истребителю Индии, претендующей на роль регионального лидера Юго-Восточной Азии. В декабре 2000 года Москва и Дели уже подписали контракт, предусматривающий лицензионное производство в Индии 140 многофункциональных истребителей Су-30МКИ (поколение четыре плюс) на общую сумму $ 3,3 миллиарда. В ходе предварительных переговоров, проведенных в феврале 2001 года, индийская сторона выразила желание принять долевое участие в разработке самолета пятого поколения, который, в случае обеспечения необходимого финансирования, может быть запущен в серийное производство в 2010-2012 г.г. в России и Индии.