Как же ликвидировать тяжелейший политический кризис на Украине?
Эксперты предлагают федерализацию страны по американскому или немецкому образцу. То есть разделение государства на земли, которые получат возможность установить собственное законодательство по вопросам языка, а также выбирать губернаторов. Эта мера могла бы разрешить политический кризис на Украине. Однако она сильно запоздала. Раскол страны на проющенковский Запад и проянуковический Юго-Восток состоялся. Причина — не любовь избирателей к кандидатам, а серьезные культурные различия между украинцами Запада и Востока. Мы имеем дело с двумя родственными, но все же разными нациями, различающимися примерно так же, как хорваты и сербы.
Раскол между Западом и Востоком есть столкновение между двумя нациями — западно- и восточно-украинской. Западно-украинцы и восточно-украинцы объединены общим нежеланием быть поляками или же русскими. На этом общность двух наций исчерпывается. Они, по сути, придерживаются разных религиозных систем, говорят на разных языках, имеют разный менталитет, исповедуют разные ценности.
Уврачевать раскол крайне сложно. Ибо обе нации претендуют на одну и ту же идентичность. И те и другие называют себя украинцами, но понимают украинство по-своему. Стороны вступили в клинч по вопросу о том, кто же должен иметь монополию на украинскую идентичность и, следовательно, определять судьбу страны. Победят «западенцы» — жители Востока окажутся «украинцами второго сорта», дискриминированными из-за недостаточного знания «мовы», православие подвергнется погрому, будет насильственно насаждено униатство (в лучшем случае — православие в версии Киевского патриархата). Победит Восток — Запад окажется изолирован от основной территории Украины в культурно-политическом плане и «недокормлен» в экономическом.
«Западенцы» не могут пойти на цивилизованный вариант федерализации Украины потому, что разрешение русского языка на Востоке Украины для них — немыслимая ересь. Идеология «украинства» в западенской версии не допускает двуязычия. Только мова может господствовать на территории Украины. Аналогичная ситуация в религиозных вопросах. «Западенцы» постараются вытеснить православие с территории Украины, причем не только православных Московского патриархата, но и православных «Киевского патриархата». Последний похож на организацию «Коммунисты за Ельцина», созданную Руцким в 1991 году. Это пиарный проект, призванный расколоть украинское православие, чтобы потом включить его в состав унии. «Киевский патриархат» — «Православные за унию». Иного смысла у этой религиозной организации нет. В противном случае они добивались бы автокефалии от Московского патриархата и не пошли на раскол, который отдалил получение независимости Украинской церковью (ибо существует серьезное опасение, что, получив автокефалию, она будет мгновенно удушена униатами).
Наши оппоненты ответят, что сказанное выше — обыкновенная агитка, и Ющенко более цивилизованный политик, чем принято думать. Однако в течение всей выборной кампании Ющенко не пытался завоевать симпатии Востока Украины, не предложил даже самого умеренного варианта решения языковой и религиозной проблемы. А ведь в ходе выборов попытки завоевать расположение «чужих» избирателей — обычное дело. Западенский кандидат ограничился лишь крайне невнятными обещаниями. Даже сейчас, в момент кризиса, когда самым естественным ходом было бы заручиться поддержкой Востока, пойдя навстречу Харькову, Крыму, Донецку и Одессе хотя бы на уровне обещаний, Ющенко не идет ни на какие уступки. Не идет, следовательно, не может пойти, ибо против них — основная масса его сторонников.
Общенациональной фигуры, способной сплотить Запад и Восток после кризиса, в настоящее время не существует. Не существует именно потому, что обе украинские нации по-разному видят единое украинское государство и их противоречия труднопреодолимы.
Путь преодоления противоречий — их институциональная формализация. Силовой путь бессмыслен. Он только загонит противоречия вглубь. Ничего не даст ни военная экспедиция на Запад Украины, ни аналогичная экспедиция на Восток. Существование страны, в которой одна часть населения вознесена над другой, в которой действуют правила социального апартеида в отношении половины народа, представляется решительно невозможным.
Так что же надо делать? Федерализация через разделение Украины на земли уже запоздала. Остается только зафиксировать сложившиеся противоречия и легализовать самопально возникшие регионы.
В настоящее время Украина разделилась на Юго-Восточную республику и Запад. По сути, Запад можно назвать Северо-Западной республикой. Эти два псевдогосудасртвенных образования имеют двух президентов — Ющенко и Януковича соответственно. И признают пока что власть Леонида Кучмы как единого главы государства. Победа любого из двух кандидатов означает поражение целого региона и усиление внутренних противоречий в слабом украинском государстве. Выходом из тупика может стать бельгийская модель. Напомню, что Бельгия — федеративная монархия, в которой свои регионы имеют две основные нации — фламандцы и валлоны.
Нынешняя Украина — унитарное государство с назначаемыми из центра губернаторами. Действуя по бельгийской модели (а бельгийская модель есть самая цивилизованная модель в Европе, недаром именно в столице Бельгии — Брюсселе расположена штаб-квартира ЕС), следует преобразовать Украину в федеративное государство, в которое войдут три субъекта.
Следует учредить Северо-Западный регион со столицей во Львове и Юго-Восточный регион со столице в Харькове. Столицу страны Киев сделать отдельным субъектом федерации (аналогичный статус имеет Брюссель). В результате у нас получается Украинская федерация из трех субъектов: Киева, Северо-Западного региона и Юго-Восточного региона. Украинская федерация сохраняет в своем распоряжении контроль над армией и спецслужбами, ведение иностранных дел и федеративный бюджет. В столице Киеве размещаются президент и двухпалатный парламент страны. Культурные, религиозные и отчасти социально-экономические вопросы передаются на уровень регионов.
Регионы получают в свое ведение вопросы территориального устройства, избрания президентов, решение проблем языка, культуры, религии. Захочет Северо-Западный регион на своей территории сохранить назначаемость губернаторов — его право. Захочет Юго-Восток ввести у себя федерализм и прямые выборы глав регионов — тоже его право. В регионах ввести однопалатные парламенты и собственные конституции или уставы. Верхнюю палату общеукраинского парламента должны избирать парламенты регионов.
Подобная модель позволит каждому региону сохранить свою идентичность, не опасаясь ее разрушения в случае прихода к власти «не того» кандидата. Одновременно она позволит снять угрозу раскола Украины и серьезных внутренних конфликтов в сопредельном нам государстве и решить краткосрочные политические задачи. Янукович и Ющенко станут президентами в своих регионах, а Леонид Кучма сохранит пост президента единой Украины. Но главное — Украина избежит кризиса. А там и столицу СНГ можно будет в Киев перенести. В конце концов, чем Украина хуже Бельгии?