Сбываются самые смелые прогнозы: на/в Украине даже не два, а сразу три президента. Один — уходящий, но задержавшийся в дверях пан Кучма, второй — избранный президент Я. (по версии ЦИКа и путинского экзит-пола) и, наконец, третий — самопровозглашенный президент Ю. Даже на телекартинках горячих новостей Украина разделилась пополам по ставшей уже легендарной линии Восток — Запад: нам отдельно показывают Восточную Украину и Западную. Теперь легальный полупрезидент «восставшей улицы» Западной и Центральной части страны — Виктор Ю., и легитимный полупрезидент «хорошо организованных митингов» Восточной и Южной — Виктор Я., требуют своей доли = половины царства. А заваривший горячий украинский кулеш хитроумный пан Кучма, этот бывший мастер политического арбитража, контролирует сегодня только телефонную линию да свою загородную резиденцию.
В быстром темпе украинских событий разом сгорели все еще вчера казавшиеся надежными компромиссные варианты. Такие, как соглашение Ющенко и Януковича о взаимном снятии кандидатур и последующей отмене результатов выборов, с проведением третьего тура выборов или возможных новых выборов без участия Януковича и Ющенко. Сегодня, даже если бы удалось найти компромиссного кандидата, который был бы слабее наломавших дров фаворитов гонки, это уже не отменит достигнутой степени радикальной мобилизации Востока и Запада. Все эти «далеко идущие» планы остались в мирном и не-чрезвычайном прошлом. Канула в Лету и парламентская политреформа имени Кучмы, из-за которой первоначально и затевалось это принудительное «арифметическое равенство» кандидатов.
Такого уровня политической поляризации общества на Украине не было никогда. И даже одновременное внезапное похищение Януковича и Ющенко, например, инопланетянами уже не остановит процесса формирования двух субнаций — восточной и западной. Как предупреждали эксперты ИНС, это «радикальное разделение — культурное, языковое, ментальное — должно было приобрести формальный статус». И у раскола нации, действительно, есть четкая географическая граница. Это далеко не линия Днепра, а более сложная социокультурная граница (см. рисунок), полученная в ходе фактического референдума в форме выборов.
Еще недавно федерализация Украины в этом политическом раскладе могла показаться излишней, достаточно было бы регионализации конфликта. Например, путем выделения автономной республики Галичина из западных областей. Но сегодня даже самые смирные политологи, такие как Сергей Марков, признают очевидное: «Украина действительно расколота… Фактически уже имеется две «страны»: русско-украинская и галицко-украинская. В первой абсолютное большинство выступает за Виктора Януковича, во второй — за Ющенко». Растерянные эксперты, вслед за Игорем Буниным, по привычке считают, что «единственный рецепт предотвращения раскола на Украине — это переход от президентско-парламентской республики к парламентско-президентской с уходом в сторону регионализации». Однако политическая реформа и ползучая федерализация — это долгоиграющие процессы, на которые в условиях стремительно надвигающейся гражданской войны просто нет времени.
Если политический и ценностный раскол, который сейчас очевиден в украинском обществе, распространится по призыву Ющенко на силовые структуры, может начаться длительная гражданская война. В случае таких неуправляемых процессов Украина просто будет обречена на интернационализацию конфликта. Мало того, что Ющенко уже заявил о своем обращении в ОБСЕ и Страсбургский суд. Недавние публикации в зарубежных СМИ ясно свидетельствуют о том, что американская администрация как нашалившего мальчишку вызвала на ковер российского посла в Вашингтоне на встречу с заместителем Госсекретаря Джоунс. А необычайно резкое заявление МИДа про «беспрецедентное вмешательство во внутренние дела двух государств одновременно», оставляет только догадываться о том, какие идут трудные закрытые переговоры. Сегодня только США и российская сторона могут стать гарантами легитимности каждая своей своей половины Украины.
Наиболее дальновидные эксперты давно предупреждали о том, насколько реален раскол Украины после президентской кампании. Особенно при высоком уровне противостояния, подогретом жадными до грошей российскими «политтехнологическими Геббельсами». Главным результатом «каштанового переворота», говорил, к примеру, Модест Колеров, «станет регионализация Украины, а в перспективе раскол Украины на, как минимум, два государства». В случае прихода к власти Виктора Ющенко этот раскол мог бы стать удобной формой санитарного кордона для России или способом переваривания Украины вечно голодными транснациональными корпорациями. Однако Украина, хотя бы учитывая автономный статус республики Крым, никогда и не была в полной мере единой страной. Сегодня ускоренная федерализация де-юре и фиксация фактического раздела страны пойдет предвоенной Украине только на пользу. Это сразу снизит накал противоречий между западными и восточными регионами.
Московские «пожелания» к конституционному устройству Украины всегда включали помимо видения Украины как парламентская республики, требования по федерализации и регионализации политической, деловой и культурной жизни. Сюда же относится и требование о статусе русского языка в качестве второго государственного. Недаром эксперты по Украине отмечали, что идея галицкого сепаратизма популярна, помимо Львова, именно в Москве. В качестве «страшилки» этого проекта федерализации отмечалось, что федеративная Украина легче распадется на «наш» Крым-Донбасс и «вражескую» Галичину. Сегодня этого уже не следует бояться — раскол страны уже фактически произошел благодаря «миролюбивой» политики пана Кучмы.
Теперь ситуацию не могут склеить никакие варианты коалиционного правительства, которое «будет выражать интересы подавляющего большинства политико-ментальных кластеров Украины, а значит — украинского народа в целом». Эта благодушная идея находится в противоречии с основным политическим принципом — «Победитель получает все!»
Мы видим, что не только Ющенко или Литвин, но и сам Янукович уже сейчас пытается договориться с американцами за российской спиной. Доказательством тому служит его полное исчезновение из политического пространства в критические для страны сутки и устный приказ не вывозить поддерживающих его шахтеров в Киев.
Однако эти затяжные выборы показали, что соседняя страна раскололась всерьез и надолго. Центральная и западная часть видит своими гарантами ЕС и США; украинский Восток, прикрываясь живым щитом из российского президента, попросту не хочет делиться доходами от добычи угля и металлом с бедным украинским Западом и российской мамкой. Наилучший вариант для легитимно избранного Януковича — это создать особый федеральный западный округ или целую автономную республику, куда войдут часть областей, проголосовавшие за Ющенко. Для этого придется ввести пост вице-президента для самого Ющенко. Понятно, что Янукович не может управлять той частью страны, где он получил по два процента. Но и сам Янукович в этой ситуации выглядит скорее не гетьманом всея Украйны. Но префектом Восточной Украины или первым вице-президентом.
На мой взгляд, абсолютно необходимо провести срочную политическую реформу, которая сможет смягчить чудовищное напряжение под боком у России. Поскольку и в первом, и во втором туре был почти сатистически точный паритет, ни одна из сторон не может рассчитывать на полноценную победу. Уступая обычным призывам, что «нельзя разрывать Украину на две части», я предлагаю выход из электорального тупика. Следует разделить Украину не на две, а на три части. Другого пути сегодня просто нет, поскольку западные области Украины имеют большой исторический опыт саботажа и партизанских действий. Соответственно, восточные области Украины не простят пани Тимошенко пламенных призывов «повеситься на своих шарфах».
Для сохранения мира и разъединения сторон в почти неизбежной гражданской войне надо сохранить посты вице-президента и вице-спикера за каждой из выигравших/проигравших сторон. И главное, следует территориально выделить буферную зону по линии соприкосновения Восток-Запад. В эту зону могли бы войти Кировоградская, Полтавская, Сумская и Черниговская область. С обязательным включение в Центральную Украину столицы — города Киева и Киевской области. Центральная часть Украины голосовала не за кого-либо из фаворитов гонки, а, скорее, против навязываемого властью неудачного выбора преемника. Ее голосование отражает так называемый «рейтинг безразличия». На этой территории разъединения, обозначенной на карте не синим и не желтым, а компромиссным зеленым цветом, следует ввести чрезвычайное положение на все четыре года. Возглавить «зеленую зону» и стать арбитром для противоборствующих сторон мог бы действующий президент Украины Леноид Кучма.
Обособление технологически развитого промышленного русскоязычный Востока, который является демографическим большинством, может обеспечить национальный прорыв стране. Модернизацию, как пишут эксперты, «на основе мобилизации тех технологий, которые сохранились в области авиастроения, металлургии, военно-промышленного комплекса, которая невозможна без создания финансово-промышленных групп с Россией». Помимо реализации давней идеи «общей судьбы с Россией» территориально отдельная Восточная Украина обеспечивает контроль на всем Черноморским побережьем. Более того, она разрывает экономическую и политическую блокаду непризнанной Приднестровской республики. Затем можно будет поставить на повестку дня раздел следующей искуственно созданной совеской республики — Молдавии. Это дает возможность для последующей консолидации территории бывшей Новороссии под российским флагом, разумеется, в ходе открытых демократических референдумов.
Идея «разобрать Украину на донорские органы» не нова. Она возникала при каждом обострении политической ситуации на/в Украине, заставлявшем признать несостоятельность современной украинской государственности. Но всякий раз эта концепция блокировалась не по не политическим, а по экономическим причинам. До сей главным гарантом целостности Украины оставался Газпром. Лоббистские круги, близкие к газовому монополисту, готовы были откупаться до последнего для сохранения привычного пути транспортировки энергоносителей по линии Уренгой-Ужгород. Они готовы были накачивать деньгами Юлию Тимошенку с ее товарищами, лишь бы не было войны. Такая политика тактических уступок в интересах корпорации обернулась стратегическим поражением для страны. Нынешняя критическая ситуация в/на Украине дает нам всем уникальный шанс выйти из порочного тупика компромиссов.