Путин хочет почистить костюмчик Ельцина

Вместо отставки правительства будет реформа.

Доктор философских наук Василий Липицкий считает, что реформа правительства для Путина - это средство существенно изменить персональный состав команды, не прибегая к отставке правительства и другим процедурам, требующим участия Государственной Думы и Совета Федерации.

По его мнению, реформа высших органов исполнительной власти, с одной стороны, дает президенту возможность изменить реальный расклад зон влияния, которые сформировались до него и сегодня крайне сложно поддаются влиянию извне. С другой, - будучи истинным сторонником укрепления государства, Путин может ввести пост вице-президента, чтобы сделать свое положение более устойчивым. Тем не менее, как считает Василий Липицкий, пост председателя правительства уже давно де-факто является вице-президентским, и премьер-министр автоматически становился и.о. главы государства, когда с ним что-либо случалось.

Вместе с тем, как напоминает эксперт, процедура внесения поправок в Конституцию РФ в связи с введением поста вице-президента - сложная и длительная, она требует не только поддержки конституционного большинства в двух палатах Федерального Собрания, но и голосования в законодательных органах субъектов Российской Федерации, на что отводится законом не менее 3 месяцев. Однако если прохождение поправок к Конституции в Государственной Думе предсказуемо, то в Совете Федерации это может оказаться весьма проблематичным, не говоря уже о законодательных органах субъектов РФ, где подобная процедура еще ни разу не проводилась.

Политическое будущее премьера Михаила Касьянова, по мнению Липицкого, проблематично. Он не входит в состав команды Путина, а является своего рода компромиссом между самим Путиным и «семьей» Ельцина. На этом посту должен быть либо человек, прежде всего, с «политической функцией», как например, Сергей Иванов, Евгений Примаков, либо хозяйственник, который был бы в состоянии координировать и управлять экономикой государства. С этой задачей, отметил эксперт, могли бы справиться Кудрин, Лужков или Рейман. Однако кандидатурой станет, безусловно, фигура, приемлемая для Путина.

Судьба Касьянова решиться в феврале

Как считает директор Фонда Политических исследований Андрей Федоров, нынешнее правительство нуждается в реформе для того, чтобы повысить возможности вице-премьера действовать в ситуации кризиса, без оглядки на правительство.

По мнению политолога, пост первого заместителя председателя правительства можно было бы отдать «работящим олигархам», таким, как например, Михаил Ходорковский (Юкос), то есть, профессионалам-практикам, которые успешно работали в условиях реформ. В то же время, оставить одного вице-премьера - значит взвалить на него огромный груз бумажной работы, что может парализовать работу.

Что касается вице-президента, то, как полагает Андрей Федоров, у для него найдется много работы. Например, по словам Федорова, сегодня в Москве насчитывается свыше 200 иностранных посольств, аккредитованных в российской столице, и на вручение одних только верительных грамот уходит много времени.

Однако совмещение поста вице-президента с должностью председателя правительства было бы неразумным шагом, поскольку заместитель главы государства должен быть, прежде всего, фигурой политической, а не заниматься каждой «лопнувшей трубой».

Как отмечает политолог, министр в силу своего статуса не может находиться в постоянном личном контакте с Путиным, что важно, прежде всего, когда речь идет о принятии решений в таких отраслях, как энергетика, транспорт, которые затрагивают две трети всех субъектов РФ. Идея уменьшить число министров, по мнению эксперта, - не что иное, как калька с американского варианта организации системы управления государством, однако если в США министр занимается вопросами стратегии, то в России ему приходиться больше решать скандалы вокруг приватизации.

Судьба Михаила Касьянова, по мнению эксперта, не зависит от реформ правительства. Удержится ли он в кресле премьера или нет, станет ясно ближе к концу февраля, и зависит от реализации решений по вопросу о выплате долгов Парижскому клубу. Сильным антикризисным премьером, как полагает эксперт, мог бы стать секретарь Совбеза Сергей Иванов. Тем не менее, реформа нынешнего переходного правительства, доставшегося президенту от Ельцина, по мнению Андрея Федорова, предполагает не смену фамилии премьер-министра, а формирование Путиным мощной команды «под себя», которая могла бы успешно действовать без особой оглядки на президента.

Путину не жмет костюмчик Ельцина

По словам зам. председателя Межрегионального фонда президентских программ Владимира Жарихина, «костюмчик, сшитый под Ельцина, пока Путину не настолько жмет, чтобы затевать волокиту с изменением Конституции».

По словам Владимира Жарихина, при обширных правах президента, записанных в Конституции РФ, пост вице-президента, ликвидированный из политических соображений в 1993 году, все-таки оказался необходим. Такой помощник нужен главе государства, прежде всего, для того, чтобы на должном уровне решать протокольные и технические задачи, не тратя на это время президента.

В то же время, идея совместить должность вице-президента с исполнением обязанностей премьер-министра неосуществима без серьезной корректировки российской конституции и вызывает много юридических парадоксов.

С одной стороны, во всех странах, где есть должность вице-президента, он избирается всеобщим голосованием совместно с президентом, а не путем непосредственного назначения. С другой, - председатель правительства по Конституции РФ утверждается Государственной Думой, а не путем всеобщих выборов. И если нижнюю палату парламента лишить этой прерогативы, она фактически потеряет власть, которая заключается отнюдь не в «выпечке законов». Не известно, как поведет себя Путин в этой ситуации. В идеале, ему придется менять Конституцию, а затем объявлять досрочные президентские выборы.

Однако, по мнению Владимира Жарихина, «президент на это не пойдет». Ему, по словам политолога, сегодня не до этого, «поскольку костюмчик, сшитый под Ельцина, пока не настолько жмет Путину, чтобы затевать волокиту с изменением Конституции». Кроме того, поскольку речь идет о конституировании поста вице-президента, для реализации этого решения необходимо согласие 50% законодательных органов субъектов РФ, а также проведение Конституционных совещаний, которые пока не являются легитимными, поскольку до сих пор не существует закона о Конституционном совещании.

На сегодняшний день, по мнению Жарихина, Сергей Иванов уже во многом является исполняющим обязанности вице-президента страны, для чего ему вполне хватает полномочий секретаря Совета Безопасности, без изменения названия его должности. Тем не менее, как считает политолог, на смену Касьянову скорее всего, придет именно этот политик. Что касается других кандидатур, то, по мнению эксперта, если правительство возглавит Кудрин, который имеет репутацию «человека Чубайса», все решат, что де-факто правительство возглавил Чубайс, и у президента возникнет много проблем, прежде всего, слева. Некоторые шансы есть у Ильи Клебанова, к которому ровно относятся представители разных политических кругов.

Тем не менее, по словам Жарихина, он скептически относится к разговорам о скорой отставке Касьянова, «поскольку его политической судьбе особо ничего не угрожает». Если повести аналогию с недавней ситуацией вокруг адмирала Куроедова, поводов для отставки которого было больше, чем слухов о снятии Касьянова, то подобные разговоры, скорее всего, служат инструментом для разжигания страстей угасающей политики.

Реформа правительства поможет избавиться от анахронизма советских времен

Цель правительственной реформы, по мнению политолога Иосифа Дискина, в том, что группа в окружении президента, хочет повысить статус своего выдвиженца, при котором он перестанет быть заложником политических сил и раскладов в Думе.

Реформа правительства, как считает Дискин, давно назрела, поскольку большое число вице-премьеров является ничем иным как анахронизмом советских времен, когда правительство контролировало все сферы жизни. Нынешнее правительство, по его словам, - громоздкое и малоэффективное. Оно не составляет целостного организма. Однако концепция, которая предполагает 8 министров, мало реализуема, поскольку основной груз решений и документооборота перекладывается на министерства, и их, по мнению политолога, должно быть как минимум полтора десятка.

До того, как начать реформу, считает Иосиф Дискин, нужно перейти на другую систему управления - с целевыми программами и жестким политическим контролем за их реализацией. Иначе склоки и противоречия, которые сегодня наблюдаются в аппарате правительства, автоматически перетекут в министерские структуры.

Сегодня у Путина есть достаточно действенных рычагов для того, чтобы провести поправки к конституции, в том числе и контроль за СМИ. Однако, в целом, реформа сомнительна и не будет жизнеспособной. Вице-президент, хотя и может служить громоотводом для главы государства, но, будучи жестко привязан к своему лидеру и совмещая свой пост с должностью премьер-министра, неизбежно превратит смену правительства в политический кризис, который может затронуть и самого президента.

Если же вице-президент не будет избираться вместе с главой государства, то путем передачи прав вице-президента премьеру, Путин лишь увеличит его политический статус. Однако, как считает эксперт, нельзя допустить, чтобы вице-президент, который «наглухо прибит к своему лидеру», менялся с каждой новой сменой правительства. Нынешняя система исполнительной власти, по мнению Иосифа Дискина, более гибкая: президент, являясь гарантом стабильности, может маневрировать, тактически корректируя пост премьер-министра.

Сегодня смена председателя правительства не является основной проблемой. Необходимо провести содержательную реформу всего аппарата правительства, поскольку основная его часть, как и прежде, действует по бюрократическим правилам. Требуются министры-профессионалы, а не чиновники, плохо адаптированные к рыночным условиям. Рузвельт, к примеру, брал в свое правительство крупных промышленников, готовых работать за $1 в год.

Касьянову, неплохо знающему финансовую сферу, надо бы скорректировать курс правительства на конвертирование финансового благополучия в повышение темпов роста экономики, и, таким образом, решать общие социальные вопросы и государственные задачи. Сегодня, считает Дискин, прежде всего, нужны состоявшиеся лидеры реального сектора экономики, Касьянову же эта сфера не вполне знакома. Сергей Иванов, по мнению эксперта, также может не справиться с этой задачей, в отличие, например, от Ильи Клебанова, который эксперту представляется более подготовленным для этой цели.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram