Об этом, по просьбе АПН, рассуждают ведущие российские политологи.
Наша песня хороша…
Директор Института региональных проблем Максим Дианов считает, что каждый губернаторский срок будет считаться первым до тех пор, пока закон будет меняться и не будет закреплен конституционно.
Основное противоречие состоит в том, что в любом случае, даже если бы закон был принят с любой другой из предложенных поправок, все равно все губернаторы получили бы возможность повторного переизбрания. Если после вступления принятого закона в силу, его захотят снова изменить, ситуация повторится, – первым будет вновь считаться период руководства глав регионов на момент принятия нового закона.
Принятый закон в РФ не может иметь обратной силы, – таков краеугольный камень российского законодательства. Однако каждый губернаторский срок будет считаться первым до тех пор, пока закон будет меняться и не будет закреплен конституционно. Это единственный выход из положения, но для этого потребуется веская аргументация необходимости конституционного закрепления.
Подобные маневры администрации президента – это скорее, как в шахматах, стремление создать атмосферу надвигающейся угрозы, когда реальные действия предпринимать необязательно. Принципиального изменения взаимоотношений региональных лидеров с Кремлем не будет, но решение других вопросов будет увязываться с результатами торга, который обычно начинается фразой: «если хочешь остаться, то…». Это нормальный элемент политической жизни государства.
Кремль верит в закон естественного отбора
Зампредседателя межрегионального фонда президентских программ Владимир Жарихин: хотя главы областных администраций получили право избираться на третий срок, тем не менее, не все из них смогут воспользоваться этой возможностью.
Принятие закона в пакете с поправкой Георгия Бооса хорошо и для Шаймиева, и для Лужкова. И если Путин не преследовал цели помешать Лужкову избираться на 3-й срок, то обострить ситуацию с Шаймиевым точно не входило в его планы.
Хотя нет оснований не согласиться с тем, что «Кремль однопартийный, но многоподъездный», и синхронности в политике его разных «подъездов» нет, тем не менее, администрация президента начинает выстраивать прагматичные отношения с региональными лидерами.
Между тем, в Кремле не ставили глобальных задач по обновлению губернаторского корпуса. Хотя главы областных администраций получили право избираться на третий срок, тем не менее, не все из них смогут воспользоваться этой возможностью. Смена руководителя произойдет в той области, где его популярность недостаточно высока, чтобы сохранить за собой занимаемый пост, а значит его кресло займет кандидатура, угодная центру.
Путину удалось построить губернаторов
Политолог Иосиф Дискин: наступило время постельцинского консенсуса.
Принятие Госдумой законопроекта, гарантирующего губернаторам возможность избираться на третий срок, свидетельствует о том, что, наконец, завершился сложный этап бури и натиска – президент сумел «построить» региональных лидеров.
Проблему взаимоотношений с губернаторами Путину решить удалось, и теперь он уверен в том, что главы субъектов РФ не составят ему оппозиции. Отныне будут формироваться нормальные деловые отношения, в корне отличающиеся от прежних декларативно-политических.
Путин, возможно, и не хотел, чтобы правом избираться на третий губернаторский срок воспользовались все главы субъектов РФ, но поскольку принципиальных заявлений в ходе обсуждения законопроекта со стороны представителя президента в Государственной Думе не прозвучало, вопрос этот для Путина, по всей видимости, является второстепенным.
Таким образом, наступило время постельцинского консенсуса, которое будет отличаться лояльностью во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Дополнительным свидетельством этого является тот факт, что на заседании президиума Госсовета Путин и Шаймиев договорились о совместной работе по выработке закона о разграничении деятельности центра и регионов.
Возможно, в отношении мэра Москвы Юрия Лужкова у Кремля были особые намерения, тем не менее, как считает политолог, если губернаторы будут неотступно следовать букве федеральных законов, у президента не возникнет необходимости выпихивать их из политического поля государства.
Путин раздал всем сестрам по серьгам
Директор агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков полагает, что в России может появиться 88 авторитарных режимов.
Власть регионов, по мнению Валерия Хомякова, будет консервироваться. Ее фактическая несменяемость усилит административный ресурс, что в свою очередь может привести, во-первых, к поощрению процесса монополизации региональных СМИ, тех же, кто не будет «заглядывать ей в рот», постигнет участь НТВ. Во-вторых, это приведет к застою на региональном уровне как политических, так и экономических процессов.
Валерий Хомяков не исключает так же и то, что в результате принятия закона о партиях возникнет проблема создания партийных структур в регионах, поскольку могут пострадать региональные деятели, в которых глава областной администрации будет видеть угрозу собственному авторитету. Это же коснется и выборов депутатов в Госдуму по одномандатным округам: губернатор не допустит избрания в нижнюю палату парламента кандидата в нардепы, чтобы не создавать себе конкуренции.
Поправка Бооса, считает Хомяков, объективно бьет по всем регионам без исключения. Теперь это касается не только Лужкова и его вотчины, но и еще 88 субъектов РФ, руководители которых создадут реальную угрозу становлению нормальной политической системы государства, и в России может появиться 88 авторитарных режимов (возможно, не считая Чечни).