С Западом надо учиться торговаться

Путин вешает Западу лапшу на уши

По мнению Виктора Милитарева, поправки к федеральному бюджету, предложенные правительством, - сугубо политическое решение, не имеющее реальной экономической составляющей.

Как считает Виктор Милитарев, демонстрация Западу доброй воли относительно выплаты российского долга была искусно разыграна Владимиром Путиным: на переговорах с западными кредиторами он позволил Михаилу Касьянову говорить одно, а Андрею Илларионову - другое. Сегодня, по словам эксперта, идет политические торг правительства с нижней палатой парламента, в результате которого думские фракции намерены извлечь определенную выгоду для себя. Вместе с тем, заявления депутатов о готовности Думы идти на компромисс, по мнению Виктора Милитарева, дают правительству карт-бланш для использования дополнительных доходов в любом количестве, сколько бы их ни набралось.

Между тем, как считает Виктор Милитарев, есть сомнения относительно того, что дополнительные доходы, привлекаемые в бюджет, правительство действительно планировало потратить на социальные программы и повышение жизненного уровня россиян. По словам эксперта, вне зависимости от количества и распределения бюджетных и внебюджетных средств бюджет России еще никогда не был прозрачным, как, например, в Америке или Швейцарии. Так, в результате проверок Счетной палатой целевого использования средств бюджета, проведЈнных в постельцинское время, стало известно, что, в частности, деньги, заложенные в бюджете на науку и образование, при Ельцине зачастую уходили на нужды президентской администрации.

В то же время, как полагает политолог, существуют тайные источники пополнения финансов, которые власти тщательно скрывают. Кроме того, по словам Виктора Милитарева, правительство использует такие тонкие средства манипуляции, как разыгрывание темы снижения экспортной пошлины на нефть в связи с падением ее цены на мировом рынке. В результате - появляется необходимость сократить бюджет, занизив его доходную часть, а нефтяники и газовики, тем самым, получают возможность недоплачивать в бюджет огромные деньги.

Инициирование поправок к федеральному бюджету, по мнению Милитарева,- это сугубо политическое решение, не имеющее экономической составляющей, «практика приписок, начатая Егором Гайдаром в 1992 году, когда тому надо было вешать лапшу на уши МВФ».

По мнению Виктора Милитарева, в дальнейшем Путин попытается отказаться от практики заимствований у международных кредитно-финансовых организаций, повысить платежные ресурсы страны и добиться реструктуризации части старого долга по инвестиционной схеме взаимозачета. Причем, как полагает эксперт, президент будет действовать уже без Касьянова, заменив его нынешним секретарем Совбеза Сергеем Ивановым.

Западу не нравится, что Россия неразборчива в связях

Как считает директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков, поправки, предложенные правительством, будут приняты Госдумой и улучшат имидж России в глазах западных кредиторов.

В тоже время, отмечает Хомяков, экономические последствия заставят россиян потуже затянуть пояса. Но несмотря на существующие опасения по поводу возможного снижения курса рубля, сегодня Центральный Банк располагает серьезными ресурсами, позволяющими не допустить резкого падения национальной валюты. Золото-валютные запасы страны в настоящее время, как отмечает эксперт, в два раза больше по сравнению с 1998 годом и составляют примерно 25 млрд. долларов, причем основная их часть - ликвидные активы.

Ответственность за то, что РФ вынуждена изменять федеральный бюджет задним числом, целиком и полностью лежит на правительстве Михаила Касьянова. «Не исключено, что Путин захочет назначить виноватых», - считает эксперт. Как отмечает Валерий Хомяков, в своем послании Федеральному Собранию в июле прошлого года президент четко обозначил основные направления политики государства. «Это прежде всего решение проблемы реструктуризации внешнего долга России, а премьер Касьянов с задачей не справился», - считает политолог.

Нежелание западных кредиторов идти на реструктуризацию российского долга Парижскому клубу, по мнению политолога, «связано с сумбурной внешней политикой Российской Федерации». Прежде всего, Запад недоволен контактами России со «странами-изгоями», такими как, например, Иран и КНДР.

В стране складывается такая ситуация, при которой шаги Минфина и всего блока правительства, курирующего финансово-экономические вопросы, не координируются с действиями Министерства иностранных дел РФ. Президент, по мнению политолога, должен координировать работу всех силовых структур, МИДа и экономических ведомств правительства.

Тем не менее, по словам Валерия Хомякова, исправлять ошибки лучше, чем их не признавать. Поправки к бюджету пройдут, и, по всей видимости, у России с Западом наладятся более конструктивные отношения.

Президент оказался в сложной ситуации по вине правительства

По словам автора и ведущего программы «Постскриптум», члена президиума Совета по внешней и оборонной политике Алексея Пушкова, Владимир Путин оказался в сложной ситуации по вине правительства: был допущен явный просчет, создавший проблемы на ровном месте.

Правительство, по мнению эксперта, решив не включать в бюджет долги России международным кредитно-финансовым институтам, в очередной раз не просчитало ситуацию. Летом, как отмечает Алексей Пушков, российской стороне показалось, что Запад, при определенных условиях, согласится на реструктуризацию долга. Однако на этой эфемерной надежде Касьянову и Кудрину нельзя было выстраивать политику. Будучи уверенным, что за заявлением российской стороны о том, что ей нечем рассчитываться по долгам, автоматически последует реструктуризация, правительство не учло, что западные кредиторы внимательно отслеживали ситуацию в России и пришли к выводу, что деньги у РФ все же есть. Путин, по мнению эксперта, оказался в сложной ситуации по вине правительства.

В то же время, как полагает Алексей Пушков, Запад не в восторге от путинского курса на восстановление позиций России как великой державы и, следовательно, не видит необходимости помогать в этом российскому президенту и создавать себе проблемы. Западу выгодно держать Россию на короткой уздечке и иметь возможность в любой момент перекрыть ей кислород.

Как отмечает Пушков, участники недавнего форума в Давосе прямо говорили, что им пока не известно, кто такой Путин и какова его политика в отношении Запада. В связи с этим они не намерены соглашаться реструктурировать российский долг и пойдут на это лишь в крайнем случае: чтобы не дать погибнуть российской экономике.

Также существует и формальная причина: западные переговорщики не любят односторонних заявлений вроде тех, которые делал Касьянов о невозможности выплаты внешнего долга Парижскому клубу. Жесткий ответ вплоть до угрозы лишить Россию членства в «восьмерке», по мнению эксперта, в такой ситуации неудивителен. Россия должна демонстрировать не уверенность во вседозволенности и ожидание получить поблажки, а готовность идти навстречу, уступать и иметь гибкую политику при решении подобных сложных вопросов.

Вместе с тем, как подчеркивает Алексей Пушков, у России есть моральное право требовать реструктуризации, но только не в форме односторонних заявлений. «Нельзя забывать, - считает эксперт, - что мировая политика - это прежде всего торг, и РФ необходимо научиться торговаться».

Перетряска правительства неминуема

Директор Центра политической конъюнктуры России Валерий Федоров считает, что главный политический смысл бюджетных баталий состоит в решении вопроса о судьбе правительства.

По мнению эксперта, несмотря на то, что Дума примет поправки к бюджету, перетряска правительства неминуема. Бюджетная баталия, как полагает эксперт, - это испытание на прочность команды Михаила Касьянова, и его дальнейшая политическая судьба зависит от того, насколько успешно пройдет работа правительства с парламентариями. Сегодня, как считает Валерий Федоров, становится очевидным, что кабинет министров свои возможности исчерпал, и далее развитие событий в правительстве может пойти по двум сценариям.

Первый - радикальный - включает разгон всего состава правительства и отставку премьера Касьянова. Второй - консервативный - предполагает частичную реорганизацию кабинета министров, при которой будет сохранен его костяк.

Вопрос состоит в том, по какому пути предпочтЈт пойти Путин. Радикальный сценарий, по словам Федорова, предпочтителен для чиновников из Совета безопасности, которые намерены взять деятельность правительства под свой жесткий контроль. Тем не менее нет оснований утверждать, что действующий секретарь Совбеза Сергей Иванов захочет заниматься чуждыми ему проблемами. Кроме того, как отмечает эксперт, Иванов де-факто уже является вторым человеком в государстве, и ему, по мнению Федорова, нет смысла метить в кресло Касьянова. Другое дело, что есть отдельные деятели, которые намереваются за счет отставки Касьянова повысить свое влияние и статус.

Второй вариант, консервативный, по мнению политолога, более выгоден для администрации президента и самого Касьянова. «У Кремля нет крупных проблем с правительством. Путин политически прикрывает правительство, но Касьянова за руку не водит», - отмечает Валерий Федоров.

Важным индикатором того, в пользу какого сценария падет выбор Путина, станет степень участия администрации президента в «продавливании» через Думу правительственных поправок к бюджету. Если Кремль проявит активность, то, по мнению политолога, события пойдут по консервативному варианту развития и Касьянов останется. И - наоборот, если Путин пустит все на самотек, в исполнительной власти возможны самые серьезные изменения.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram