Почему Явлинский Вам не доверяет?
- Здесь много разных причин. Прежде всего, Явлинский привык к тому, что люди, которые работают с ним, покорно сносят все, что бы он ни делал - его капризы, выходки, или, во всяком случае, не выносят на публику эти конфликты. Я не отношусь к тем людям, которые будут смиряться с нарушением устава, которые готовы терпеть унизительные и несправедливые заявления. Я не отношусь к тем людям, которые считают свое положение в партии или политике более важным, чем достижение общих целей. Для меня содержание политики имеет гораздо большее значение, чем благорасположение Явлинского. Явлинский независимых людей не терпит. Поэтому он выгнал Михаила Задорнова из партии. Поэтому от него ушли многие люди, а взамен не пришел никто. Я никогда не был зависимым человеком, и в этом смысле Явлинский не может смириться со мной и не может со мной работать. Я строил партию как партию людей независимых, а он строил партию как карманную команду, которой он может помыкать и отправлять на посылки. (...)
Сегодня создана абсолютно властная, тоталитарная структура управления "Яблоком", увенчанная одним-единственным человеком, который волен принимать практически любые решения, если ему не оппонируют, например, на Бюро. На Бюро или в Центральном совете он не в состоянии принять решение самостоятельно. Там есть достаточная оппозиция ему. В силу этого он по сталинскому методу создал более мощный, чем прежде, аппарат, и перенес решение большинства вопросов в рамки аппаратных решений.
Это не Вы ли в ходе последней президентской кампании советовали Явлинскому заниматься чистой жириновщиной и выступать с заклинаниями типа: "Мы способны победить во втором туре выборов, и мы обязательно победим!"?
- Я был категорически против подобной линии. Она была реализована вопреки моим рекомендациям. Я считал, что Явлинский, наоборот, должен обратиться к интеллигенции и сказать: "Мы только вместе можем добиться каких-нибудь значительных успехов. Помогите мне". Самоуверенность, которая была смешной (он выглядел смешным на экранах телевизоров), казалась мне недопустимой. Но ему посоветовали, что демонстрация уверенности увеличит количество голосов, которые будут отданы за него. Я не согласился с этой точкой зрения, - она к России плохо применима.
Вы рассказали мне недавно о том, что Явлинский до сих пор ревностно следит за каждым Вашим шагом, и что о них его сразу же информируют многочисленные доброжелатели. Почему это происходит?
- Да, это правда. Он собирает всЈ, что я говорю. Возможно, он считает меня своим соперником, противником. А врага надо знать досконально.
Почему Вы возражали против объединения в том или ином виде "Яблока" и СПС?
- Потому что нет абсолютной убежденности, что с содержательной точки зрения такое слияние небезнадЈжно. Нет, я не думаю, что оно априори безнадЈжно. В "Яблоке" также есть значительная часть людей, ориентированных на интересы крупного бизнеса. В этом смысле такое слияние возможно. Лично я убежден в том, что на крупном бизнесе лежит очень тяжелое бремя социальной ответственности, и крупный бизнес вместе с политическими партиями должен быть ориентирован прежде всего на очень солидную, продвинутую социальную политику, которая создает основной экономический капитал страны. Нынешний СПС не демонстрировал своего понимания этих подходов. Даже если считать, что лидеры СПС не несут ответственности за бремя ельцинских реформ и хоть сейчас готов занять совсем другую позицию, лишь в некоторых высказываниях Немцова я видел понимание проблематики, о которой я говорил выше. Эта первый довод в пользу того, что должна существовать демократическая партия, альтернативная СПС. На сегодняшний день эту политическую силу олицетворяет "Яблоко", хотя политическое лицо "Яблока" в последнее время сильно стерлось.
Вторая причина: СПС в авральном порядке пытаются превратить в политическую партию. Для этого подтягивают всех-всех-всех-всех-всех, кого можно. Та разношерстность, которая есть там, и то, что в ячейки СПС стягиваются в том числе и те люди, от которых "Яблоко" в течение многих лет избавлялось, говорит о том, что СПС вряд ли будет дееспособной партией. И объединять "Яблоко" с СПС - это значит снова вовлекаться в эту мышиную возню за то, кто будет лычки носить, кто будет лидером, как будут составляться списки. Не будет никакой практической работы, а будет только грызня друг с другом, распиливание новой партии пополам, на три части, на четыре части, на пять частей и так далее. Это означало бы отбросить "Яблоко" в организационном смысле назад. Поэтому я не думаю, что объединение "Яблока" и СПС сейчас оправданно и осмысленно.