На позапрошлой неделе группой депутатов Государственной Думы России были внесены изменения в закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», согласно которому особые подразделения добывающих компаний «Транснефть» и «Газпром» «имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании». В законопроекте фиксируется, что ее сотрудники «имеют право хранить, носить и применять служебное оружие и спецсредства в целях самообороны и при исполнении служебных обязанностей».
Чем обусловлены подобные преференции в сфере безопасности именно этих компаний, авторами законопроекта не уточнялось, однако уже сейчас понятно, что речь идет не о частных охранных агентствах, а, по сути, о создании собственных армий, подчиняющихся исключительно руководству «Газпрома» и «Транснефти».
Значение этих двух компаний в современной российской политике сложно переоценить — если «Газпром» считает возможным брать на себя функции российского МИДа в отношении постсоветского пространства, то, действительно, почему бы ему не обзавестись еще одним признаком полноценного государства — собственной армией, которая будет неусыпно стоять на страже интересов газо- венценосной кампании?
В российской элите уже давно существует твердое убеждение в том, что нынешней государственной власти РФ наличие национальной идеи и идеологических мотиваций глубоко и прочно противопоказано. Оппозиция, в свою очередь, все время нахождения Путина у власти критиковала режим за отсутствие осмысленной стратегии развития страны и сформулированной идеологии. Политтехнолог Глеб Павловский многократно обещал такую идеологию сформулировать, однако далее подобных заявлений дело не шло.
В начале прошлого года ряд высших чиновников российской власти заявили о том, что, наконец, удалось сформулировать национальную идею, которая состоит в идеологии «энергетической империи», иначе говоря, «сырьевого придатка» «развитых стран». Эту «идеологию» подхватили новые «инженеры человеческих душ» из Администрации Президента, развивая ее в определении «суверенной демократии», которая является тоже демократией, но с учетом российских реалий. Глашатай «суверенной демократии» Владислав Сурков предложил правящей партии «Единая Россия» идею «суверенной демократии» в качестве государствообразующей идеологии путинского режима. А его молодой последователь из Общественной палаты РФ, неофит путинской демократии Алексей Чадаев даже написал по этому поводу книгу «Путин. Его идеология», в которой обосновал суверенную демократию историческим развитием России и тем выбором, который страна должна совершить в ХХI веке.
Суть идеологии «энергетической империи» и «суверенной демократии» состоит в построении эффективного государства-корпорации, целью деятельности которого является рыночный принцип извлечения максимальной выгоды… для членов самой корпорации. Излишне будет говорить уже о том, что народ в данном качестве не фигурирует и фигурировать в принципе не может. Его кормят байками с «Первого канала», эксплуатируя чувство ностальгии по утраченной имперской мощи, подменяя советские ракеты на Кубе перспективами выхода России на первое место в мире по добыче полезных ископаемых. И повышение цены на газ на постсоветском пространстве должно заменить в сознании народном единство братских республик СССР.
С другой стороны, для понимающей части населения придуман миф о построении «национального государства-эгоиста», думающего только о себе — своего рода кемалистский (Мустафа Кемаль Ататюрк, создавший в начале ХХ века Турецкую республику на руинах Османской империи) принцип построения государственной политики.
В наступившем 2007 году (год выбора Преемника Путина на посту Президента России) можно попытаться подвести итоги путинского правления, по крайней мере, в части построения государственной идеологии. Те эксперты, кто по-прежнему убежден в том, что Путин до сих пор не смог внятно сформулировать, куда он ведет страну и какое государство он строит, в корне не правы. Сформулировать он, может быть, и не пытался, зато, вместо разного рода деклараций, он давно и планомерно, при этом зачастую неосознанно, строил настоящее корпоративное государство. Государство-Газпром.
Строил таким образом, чтобы все, даже самые нелепые, указы чиновников шли бесперебойным потоком, как газ в Европу, к своим непосредственным получателям, т.е. к российскому народу. Чтобы вертикаль власти работала неустанно как нефтяной насос «Юганскнефтегаза». Но даже если, по славной российской традиции, строгость закона и компенсируется где-то необязательностью его исполнения, зато, по другой традиции, все более мелкие частные собственники (а Путин, безусловно, рассматривает корпорацию «Россия» как крупный инвестиционный проект миноритарного акционера) в построении своих корпораций ориентируются на высшее начальство. Таким образом, на российских просторах плодятся и растут частные «мини-газпромы» со своими «газопроводами» и «вертикалями власти».
Впервые после краха советской системы «работники сферы услуг», как это называлось некогда, нашли замену советской идеологии в тотальном корпоративе. Они могут не помнить гимн страны (и не знать его слов), зато корпоративный гимн они поют с нарочитым надрывом, так, чтобы отметил начальник. Желание выслужиться, отличавшее всегда отечественного бюрократа, получило свое органичное продолжение в новом стиле жизни все большего числа россиян, добровольно втягивающихся в государственную идеологию корпоративизма.
Принесенная с Востока корпоративная культура, официально провозглашающая человека маленьким винтиком Большой Системы, обрела новое звучание в милом родному уху желании «не выделяться», «быть как все», а главное, стремлении к самопожертвованию ради Общего Дела. И ничего, что это дело, по большому счету, такое же частное, как и все корпоративное, — главное, чувство сопричастности с Великим. Здесь, как и в случае с «энергетической империей» (aka «сырьевым придатком»), мы имеем дело с такой же подменой понятий. Но в век тотальной веры в чудодейственную силу PR, это считается нормальным.
PR как средство государственной политики в России в эпоху Путина превратился в цель этой политики. Власть заявляет о возрождении российского государства с имперскими амбициями (для внутреннего пользования) и при этом отчуждает от России последних потенциальных союзников на постсоветском пространстве; неустанно говорит о повышении благосостояния населения и росте ВВП, при этом экономика России держится исключительно на «нефтедолларах»; твердит о «национальных проектах» (образование, медицина, строительство, сельское хозяйство, наука) и при этом не развивает инновационные технологии, культивируя добычу полезных ископаемых как главный способ пополнения бюджета («энергетическая империя»?). В российской экономике так и не произошло никаких структурных изменений, если, конечно, не считать таковыми становление «Газпрома», «Транснефти» и «Роснефти» в качестве стратегических столпов власти не только в России, но и в странах СНГ.
Олег Бондаренко,
исполнительный директор Российско-Украинского Информационного центра, соучредитель Международной Ассоциации молодых политических экспертов и консультантов.