I
Как известно, при путинском режиме стала возможной ситуация, когда заокеанские агенты интеллектуального влияния в России уже который год исподволь внушают патриотически ориентированной публике идею о "фундаментальной несовместимости" для русского сознания имперскости и национализма, о "неизбежной необходимости" борьбы между русскими имперцами и националистами. Дело дошло до того, что само словосочетание «русский имперец» — в недавнем прошлом устойчивый фразеологический оборот из патриотического лексикона — стало звучать в том же, казалось бы, контексте почти как оксюморон.
Дескать, «выбирайте сами», предлагают манипуляторы рядовым национал-патриотам: либо имперскость — и тогда вами будут править азеры и таджики, а Россию... нет, не Россию, а ненавистную «рашку-эрефию», заселят китайцами, — либо же национализм, и вот тогда русская белая раса создаст чистый генотип на землях «аутоматише юденфрай» Новгородской республики, Кривии и Ингерманландии, а Сибирь и прочую нефтеносную азиатчину опять же придётся отдать каким-нибудь тюрко-китайцам..."
Однако в самих США, при всем доминировании в этой «империи» белой расы, как-то не возникает проблемы разделения «национального» с «имперским». Вот, что утверждает известный и влиятельный американский политолог Анатоль Ливен.
"Вторая часть моего объяснения будет посвящена идеологическим и социально-политическим аспектам. Это будет связано с самим характером американского национализма. При администрации Буша, и при Клинтоне, американская политика стала имперской по отношению ко всему остальному миру, хотя, конечно, большая часть американцев не подозревает этого, они не считают себя империалистами, в отличие от их британских, французских и российских предшественников. Эмоционально, политически и социально такая политика поддерживается национализмом.
Это национализм двух видов. С одной стороны, это ущемленный шовинизм, который был значительно порожден событиями 11 сентября... Но не менее важным в данном случае является идеологический национализм. В данном случае мы говорим о базовых идеях американского национализма... Изначально эта вера соответствовала протестантской идее «города на холме». И эта безграничная вера в американский путь" (здесь и далее выделения в цитатах выделено мои — Ю.Т.).
Почему же американский политолог называет с высокой университетской трибуны "национализмом" то, что в сегодняшней России несомненно назвали бы (а уж известные личности наверняка добавили бы ещё эпитет «антирусской») "имперской идеологией" или даже "мессианской идеей"? Да просто потому (следите за руками!) что идея, которая "родилась задолго до того, как в Америке появился первый белый поселенец" и корни которой "можно найти в английском и шотландском протестантизме XVI века" — просто по определению не может быть ничьй другой национальной идеей, кроме как идеей WASP'ов — белых англосаксонских протестантов, проще говоря, одной (хотя и возникшей в результате «неких родственных смешений») культурно-этнической группы, состоящей из англичан с примкнувшими к ним выходцами из Германии и малых стран Северной Европы!
В общем, нет в этом ничего удивительного. Так же, как и "русская национальная идея" — это идея великорусского ядра, с которым, что само собой разумеется, объединены, точнее составляют пока ещё единое целое белорусы и восточные украинцы, и к которой всё ещё могут быть безболезненно "подключены" другие православные славянские народы Восточной Европы. Однако узбеку или поляку эта идея вряд ли будет близка... Как всё это, оказывается, легко соотносимо! Если, конечно, философствовать в отношении Русской идеи и Русского национализма без злого умысла по отношению к самим русским. И без истерической ненависти по отношению к государству-России.
И далее, уверенно заканчивает Анатоль Ливен свой доклад: "Будет, конечно, преувеличением, если я скажу, что США являются авторитарным государством, но это тесное переплетение национализма и идеологии уже нашло выражение в полугосударственных институтах… которые распространяют эти идеи среди американцев и, насколько это возможно, среди других стран мира."
Я не хочу здесь комментировать любопытное в целом утверждение о "преувеличении" насчёт характеристики США как "авторитарного государства" (которое безусловно авторитарно и даже тоталитарно по отношению к «внешнему миру» за пределами имперской ойкумены) или же концентрироваться на специфически американских "финтах ушами" по поводу навязывания другим нациям и гиперэтносам (подобным американскому гиперэтносу WASP'ов) своего имперо-национализма как универсальной ценности и, таким образом, навязывания идеи превосходства своего гиперэтноса. Я лишь хочу подчеркнуть вот это выражение американского политолога, высказанное им (тем более перед образованными рускими!) как нечто само собой разумеющееся: "тесное переплетение национализма и [имперской] идеологии". С тем, чтобы задать простой риторический вопрос: а так ли нужно русским национал-патриотам и дальше позволять своим врагам разводить себя как кроликов на пресловутых "имперцев" и "националистов"?.
II
Русский гиперэтнос, включающий в себя, как известно, всех русских, а также белорусов и большинство украинцев, имеет свою собственную, исторически опробованную и развитую, национальную Русскую идею. Эта идея выстроена так, что русским нет необходимости и смысла насильственно навязывать её другим цивилизациям и народам. Русская национальная идея — духовная надстройка русского национализма — шире границ РФ, но, вероятно, уже границ бывшего СССР. Впрочем, и американская национальная идея — имперская идея гиперэтноса WASP'ов — вряд ли полностью разделяется, скажем, испаноязычным населением примыкающих к Мексике юго-западных штатов, или чернокожим населением Нью-Йорка и Нью-Орлеана...
Так же и у нас. Ни татарин, ни адыг не обязаны разделять эту идею для того, чтобы спокойно жить в составе России. И ни латыш, ни монгол не будут принуждены насильно исповедовать её, если вдруг окажутся вновь в составе будущей совсем не обязательно либеральной Империи...
Потому что как русский национализм, даже чисто этнический, совершенно не связан с чуждой идеей "отделения от всех и вся", точно также имперская национальная идея совершенно не ведёт на самом деле ни к какому "плавильному котлу" или же утрате имперскими русскими национальной идентичности. Если и есть у русских проблема — то это проблема поведения власти. Поведения, недружелюбного как по отношению к самим этническим русским, так и по отношению к цивилизационной имперскости исторической России. Это сегодня — главная проблема русских. Но ни Имперскость, ни Национализм, тесно и даже неразрывно переплетённые на самом деле в русской реальности, не имеют никакого отношения к этой проблеме.
Миф об «исторической усталости» русских — это именно миф, выдуманный иностранными заказчиками развала России и безропотно принятый, как и прочее, навязанное извне идеологическое зло, маленькими бледными человечками в кремлёвских коридорах. Русский медведь, освобождающий солнце, разрывая пасть англосаксонскому крокодилу, является поколениям владык Запада в самых кошмарных снах, и этот сон превратился для них почти в наследственную психическую болезнь. Гигантский, мирового масштаба пассионарный подъём русского народа, начавшийся в начале XX века, был приостановлен и деформирован ударами, нанесёнными Западом по России, по Русской цивилизации и русскому гиперэтносу, сначала в феврале 1917, затем в июне 1941 года. Результатом этих ударов стала массовая гибель наиболее активной и образованной части русского народа.
Однако мы знаем, что, например, во время религиозных войн Нового времени в Европе, в той же Германии погибло около половины населения — включая подавляющее большинство мужчин. Но это не изменило природы немецкой нации, точнее, если быть исторически точным, в ту эпоху ещё (как и сейчас снова) германского гиперэтноса. Так же и русский народ, почти восстановившийся (после репрессий и истребительной войны) к концу 1980-х во всей своей естественной имперской национал-пассионарности, как по плану был встречен на новом подъёме очередной революцией, точнее переворотом, организованным снова с Запада и имеющим целью не только развал «империи русских», но и разрушение русского гиперэтноса.
Элементарное и справедливое желание советской элиты получить участие в доходах от управляемой ею госсобственности стало условием для этого переворота, соответствовавшего на деле интересам не всей элиты, но вполне ничтожного её меньшинства.
Этот переворот привёл среди прочего, к установлению в ослабленной, урезанной расчленением России-«РФ-ии», — при помощи мощной государственной пропагандистской машины со всеми её колоссальными ресурсами, — такой смоделированной системы представлений, мнений, «аксиом по умолчанию» и «общепринятых мемов», которая должна была безусловно, по мысли стратегов развала, убедить русских в том, что они, русские, страшно «исторически устали» от самих себя, и что они, говоря словами одного английского драматурга «not really qualified for life».
15 лет этой пропаганды не могли не дать ощутимого результата: «как не старается Олежка — но не толкается тележка»... Волны суицида покатывались одна за другой по простанствам нынешней РФ все 1990-е годы, выкашивая многих из наиболее открытых и честных русских, не хуже настоящего военного геноцида. Многих русских и вправду почти убедили, что они и есть — умственно отсталая нация, «цивилизация, падающая вниз» и куда им, слабакам и вырожденцам, до тех же турок (к которым и отбывают на жительство «русские невесты») или, тем паче, до «сверхлюдей Запада», строящих «уж конечно» свои Империи и умножающих — «они-то могут» — свои владения. Каждое принятие очередной «румынии» в ЕС «на условиях безоговорочной капитуляции», и каждое очередное чванливое именование американскими политологами своей страны «Империей» должно было внушать таким русским отчаяние, отвращение к самим себе и безнадёжную зависть — и приводить их вновь к страусиной мысли: «чем больше отдадим своих территорий — тем лучше позволят нам эти господа жить на остатке»...
Так были созданы первичные условия для дальнейшей реализации сегодня небанальной двух- нет, трёхходовки: русская «имперскость» (хотя бы даже и в скромной форме умеренного этатизма) по-живому отрезается от «национализма», а последний — подобно древней персидской пытке, когда живого преступника привязывали к трупу и заставляли вместе с ним заживо гнить в специально вырытой для этого яме — привязывается к франкенштейну под названием «русский сепаратизм». Зажигательные люди с русскими фамилиями, размахивая фанерными свастиками, открыто предлагают отдать север России под управление губернатора Аляски, а «всё остальное» во имя священного избавления от «власти Москвы», разделить на куски в соответствии с мудрым и справедливым «планом Бжезинского». И вот тогда, мол, — эх, заживём!
Но вопрос не в том, как получилось, что, подобно сюжету страшной детской сказки Чуковского, «Крокодил собирается проглотить Солнце». Ясное дело, самая совершенная пропагандистская машина в мире показывает нам сегодня свои уникальные возможности на «русском поле». Вопрос же следует поставить по-другому.
III
Например, так. Из чего исходят путинские олигархи, нанимая, как можно понять, всяческих широпаевых и хомяковых для работы над развалом России «снизу»? Путинские олигархи исходят прежде всего из того печального опыта, который показывает, что «олигарх в России меньше, чем олигарх», — и от судьбы Ходорковcкого, Гусинского или Березовского никто из них не застрахован. «Сегодня олигарх, завтра на шконке». Тем более, на фоне приближающейся «демократической» передачи власти.
Но есть и другой опыт — опыт «маленьких королей» Росселей, Шаймиевых, и — ярчайший — Кадыровых, не говоря уже о несменяемых даже теоретически бабаях, пожизненно царящих в «новых республиках Средней Азии». Условно говоря, «какой Абрамович не хочет стать королём Чукотки!» — положение которого как «верховного государственного мужа» будет намного крепче и стабильнее, как показывает реальный опыт, чем шаткий статус «ведущего российского олигарха»... Надеясь стать корольками осколков России в составе иных сообществ, некоторые из «экономических столпов» РФ способствуют тем самым объективно развалу России. Впрочем, рыхлый кремлёвский режим накануне выборов и смены верхушки элиты эта проблема, судя по всему, не слишком заботит.
Иначе чем можно объяснить столь крепкую хватку на горле КПРФ, беспощадные разводки и расправы со всеми вменяемыми оппозиционными силами, например, с такими, как «Родина» — и при этом почти демонстративное игнорирование идеологами и пропагандистами режима стремительно набирающей «медийную» силу этой гремучей помеси гитлеровцев с бжезинцами, так наз. «национал-сепаратистов»? Ответ крайне прост: дело в том, что «национал-сепаратисты» со всей их невменяемой ненавистью в России, настолько откровенно дискредитируют всё оппозиционное движение в России, что на их фоне бледнеют любые Боровые, Новодворские и прочие «либералы».
Дело в том, что «российским властям» перед лицом, условно говоря, «народа» на уровне идеологического противостояния «нечего предъявить» оппозиционерам типа Касьянова или Каспарова. Либералы? западники? оранжевые? — пусть так. Но какое конкретное «зло» заключено в этих людях? Что бы не говорили про «Мишу-2%», но именно при премьере Касьянове в России начался экономический подъём. От этого факта никуда не деться. Что до Каспарова — то этот человек, при всём его сегодняшнем антикремлёвском настрое, более 20 лет защищал спортивную честь и шахматную корону великой страны, и невозможно поверить, что он ни разу не получал за эти годы «заманчивых предложений» из-за океана. Но — нет, не пойдя по стопам того же Корчного, Каспаров отказался-таки от всех заморских предложений и даже в катастрофический период развала Советского Союза, не будучи этнически русским, остался чемпионом мира именно от России. Что ж в этом плохого? А мог бы давным-давно уже жить где-нибудь в Калифорнии, в белом замке прям у океана... В общем понятно.
Но когда в первых рядах оппозиции вдруг показываются весьма гапонистые и никому ранее не известные «русские национал-сепаратисты» — то это уже сразу даёт возможность кремлёвским чекистам для размашистой наклейки объединяющего «ярлыка» (однако отнюдь не на княжение!) на всю оппозицию в глазах народа. И странно бы было, если бы кремлёвские «люди в штатском» отказались от такого чудесного подарка: «Кто такие эта оппозиция? Оппозиция — это те, кто хочет развалить Россию!» Козырная карта, удивительным образом выхваченная Кремлём из пиджачного рукава для того, чтобы реализовать собственные интересы, интересы стоящих за его спиной элит, — и при этом всё свалить на «вербованную-перевербованную врагами России сепаратистскую оппозицию»... Простой ход, не требующий, в общем-то, большого ума. Что мы, похоже, и наблюдаем.
IV
Однако вернёмся напоследок из «грязи и пены дней» на сияющие высоты, где живут идеи. Можно называть Россию «национальной империей» — хотя мелкие иноэтнические вкрапления в гранитную 90 %-ную толщу русского гиперэтноса наводят скорее на мысль, что нынешняя Россия всё же — типичное национальное государство, типа своих наиболее крупных собратьев по статусу в Западной Европе.
Россию можно бы было сравнить также с Канадой, благо «расположение пространств» это позволяет — если бы не большое и влиятельное, обладающее широкой автономией французское меньшинство последней... В России такого большого, единого, культурно значимого территориального меньшинства нет. Русских, в свою очередь, можно назвать «имперской нацией» — но это определение имело бы прикладной смысл, если бы не только русский гиперэтнос (в лице русских РФ, белорусов, большей части украинцев и русского населения Прибалтики) гипотетически оказался объединён в одно государство, — но и «прилегающие народы», от монголов до молдаван, были включены, вместе с их территориями, в это большое государство. Тогда да — «Империя», да — «имперский народ».
Но сейчас — сейчас, как никогда за последние столетия, далеко до «империи». Сохранить бы Русские земли в историческом единстве — общим усилием защитить территории от не в меру активных китайских и мусульманских соседей, не допустить, чтобы ресурсы Русского Севера оказались в руках «губернаторов Аляски», а на землях Северо-Западной России (вдоль газопроводов) оказались войска НАТО — с нарастающей возможностью братоубийственной гражданской войны по югославскому сценарию между разными частями свежерасчленённой, освежёванной бывшей России...
Можно не любить Америку или Европу — но крайне глупо ничему не учиться у них сегодня: как у евроинтеграторов, упорно собирающих в гигантскую империю большое и пёстрое пространство географической Европы, так и у идеологов США типа Ливена, для которых понятия «империя» и «национализм» неотделимы друг от друга. Ибо только в их единстве можно, по их мнению, построить действительно процветающую нацию.