Бывают такие моменты, когда хочется верить, что в экономике России все хорошо и поводов для волнения ну никак нет. К таким жизненным эпизодам можно отнести 9 марта 2007 года, когда Владимир Путин выступил с последним в своей президентской карьере бюджетным посланием, которое было бы более правильным назвать бюджетным завещанием. Основная мысль завещания, адресованная нам с вами, такова — Россия твердо встала на путь развития и процветания, а преемнику осталось сделать совсем немного, и главное — твердо следовать установленным курсом. Ленин с Дэн Сяопином нервно двигаются на скамейке, освобождая лучшее место.
Наследство
Владимир Путин — лучший президент. Эта мысль яркими пятнами разбросана по всему Посланию. Путин готовится к передаче власти, уходит на коне, победно отчитываясь о проделанной работе:
«Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами…
Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий...
Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги…
Механизмы и принципы, заложенные при принятии решения о создании Стабилизационного фонда Российской Федерации, оправдали себя с точки зрения решения задачи финансовой стабилизации…
Регулярное повышение заработной платы в бюджетном секторе и пенсий способствовало существенному сокращению масштабов бедности в стране…
Начата реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве…»
Классика сырьевой экономики. В условиях, когда поступления от добычи и реализации нефти составляют более половины доходной части федерального бюджета, когда деньги попросту раздаются, а не являются инструментом развития экономики страны, других результатов и быть не может. Экономика благосостояния, главная задача которой — управление огромными государственными доходами.
При этом, заметьте, Путин не врет. Разберем для примера «механизмы и принципы» Стабфонда. Разве они не «оправдали себя с точки зрения финансовой стабилизации»? Конечно, оправдали. Вопрос — насколько. Стабфонд — обычная мировая практика при увеличении поступлений от экспорта сырья. Стабфонд нужен для того, чтобы изымать из финансовой системы внеплановые доходы, появившиеся только благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Производство товаров, работ, услуг не увеличивается, развитие новых секторов экономики не просматривается, производственные мощности, там, где они сохранились, не прирастают, а количество денег все прибавляется и прибавляется. Пусти эти деньги в экономику — и о внутреннем производстве можно забыть, весь мир какое-то время будет работать на нас. Хорошо бы так, но рынок, к сожалению, цикличен, и когда закончится очередной цикл — одному Богу известно.
Есть ли в создании Стабфонда заслуга Путина? Конечно, есть, он воплотил то, что на протяжении нескольких лет предлагали сделать Львов, Глазьев и другие независимые экономисты. Даже цена отсечения в $20 за баррель была хороша, и надо было стоять на ней до конца, но разве можно отказать хорошим людям увеличить ее до $27? Тем более, что они обещали тратить дополнительные средства на развитие нефтедобычи? И пусть добыча с 2005 года стала падать, зато начали резко расти фондовый рынок и цены на недвижимость, но ведь «механизмы и принципы» оправданы, не так ли?
Впрочем, это только финансово-экономическая часть бюджетных достижений. А ведь есть еще административно-регулятивная, также включенная в бюджетное наследство.
«Были отменены «необеспеченные федеральные мандаты» — расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны...
С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам...
Завершено формирование системы Федерального казначейства…
Внедрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации и бюджетного учета…
Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, и современных методов финансового менеджмента…
Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания…»
Разве этого мало для доказательства чемпионства? Увяньте, критики путинских побед. Не вздумайте обвинять его в соавторстве грядущей катастрофы. Народ будет вспоминать Путина как президента, при котором была стабильность, зарплаты и пенсии платились вовремя, внешние долги погашались, заначка составляла более $100 млрд., а налоговая система была необременительной. И ни слова о нефти, ищите другие объяснения.
Пусть никого не смущают «необеспеченные федеральные мандаты», а проще говоря, монетизация, которая нам еще аукнется. Напомню, что в начале 2005 года, чтобы сбить гнев народного недовольства, правительство было вынуждено более чем на треть поднять суммы пенсий. В результате на столько же (в абсолютных цифрах — с 501 до 660 млрд. рублей) за год выросли дотации Пенсионному фонду из федерального бюджета. Ситуацию не разрядило даже направление части накопительных пенсионных взносов (мужчин — с 1953 по 1966 год рождения, женщин — с 1957 по тот же 1966 год) на текущие выплаты.
В этом году общий объем покрытия дефицита Пенсионного фонда из федерального бюджета составит 918 млрд. рублей или 13% всех предполагаемых доходов федерального бюджета. В 2008 году общая сумма дотаций возрастет до 1,125 трлн., в 2009 году — до 1,316 трлн. рублей. Путин в послании это отмечает, говоря, что «серьезную озабоченность вызывает возникшая в последние годы несбалансированность Пенсионного фонда Российской Федерации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий», но ничего не говорит о том, как это лечить.
Не успел
Есть, конечно, отдельные недоработки, но они не оттого, что кто-то плохо соображает, а просто времени не хватило. Например, такие.
«Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования».
Как бы крамольно на фоне общего благоденствия это не звучало, но практику возврата налога на добавленную стоимость для предприятий, специализирующихся на добыче и экспорте природных ресурсов, необходимо как можно быстрее отменить. Иначе, мы рано или поздно столкнемся с ситуацией, когда весь собранный НДС придется отдать экспортерам нефти, газа, леса и металлов. Предложения о замене НДС налогом с продаж направлены в том числе на недопущение этого тупика.
«Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан».
Помнится, мы в прошлом году уже писали о том, что Путин дал поручение разработать новую систему налогообложения жилой недвижимости. Ее так и не разработали. В то же время налог на имущество физических лиц — один из двух налогов (второй — земельный налог), питающий местные бюджеты.
«По-прежнему недостаточными остаются объемы дорожного строительства, не выдерживаются нормативы содержания дорог. Это связано как с дефицитом бюджетного финансирования, так и с неадекватностью механизмов финансирования и управления в дорожном хозяйстве».
Составители президентских посланий нас читают, уверяю. Анализируя прошлогоднее Послание, я говорил, что негоже программный документ засорять взятой наобум цифирью. Например, в прошлом бюджетном послании Путин давал поручение «предусмотреть в 2007 году дополнительные субсидии регионам в размере не менее 35 млрд. рублей на строительство и модернизацию автомобильных дорог». Тогда я сказал, что при таком финансировании можно построить 430 км. новых дорог (по всей России) или продолжать латать то, что уверенно становится не дорогами, а направлениями.
В этом году подобных ляпов нет. Просто констатируется аховое положение с дорогами. Но обратите внимание, снова никаких мер по изменению положения с финансированием не предлагается.
То же самое можно сказать про возросшие расходы на содержание государственного аппарата. «Контроль за расходами на содержание государственного аппарата, численность которого существенно возросла, оказался недостаточно эффективным… Число бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы в расчете на душу населения продолжает возрастать». Дальше — тишина, пусть преемник сам с чиновничьей армией разбирается.
Наказы
Меры, предложенные Путиным, по традиции укладываются в десять пунктов. Не будем анализировать все десять, остановимся на самых интересных.
Прежде всего о Стабфонде. Стабилизационный фонд будет преобразован в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
«Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами».
Это означает, что Резервный фонд станет продолжением Стабилизационного фонда. Путин предлагает устанавливать фиксированную процентную планку отчислений с доходов от нефти и газа на финансирование расходов бюджета. В этом положении ключевыми являются слова «доходы» и «проценты». Если сегодня в Стабфонд должны поступать все средства свыше $27 за баррель, то в течение трех лет страна должна будет отталкиваться от декларируемой нефтяниками прибыли, часть которой будет поступать в бюджет. Теперь понятно, почему при ежегодном уровне официальной инфляции в 10–11% затраты в среднем по отрасли выросли в два раза.
Если же, по каким-то необъяснимым причинам доходы нефтяников и «Газпрома» вдруг превысят необходимые ставки отчислений, на помощь придет Фонд будущих поколений. Очевидно, Путин решил учесть ближневосточный опыт, в очередной раз проигнорировав норвежский, по которому все нефтегазовые доходы входят в состав Пенсионного фонда страны. Никто не призывает платить из Стабфонда пенсии, но почему не использовать для этого доходы от размещения средств?
Государственные капитальные вложения — традиционная «черная дыра» российского государства. Не справился с ней и Путин. Наказ в этой части получился каким-то беспомощным.
«Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта… Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов и рассчитываться в ценах соответствующих лет».
Неужели Путин только сейчас узнал, что по этим принципам осуществляются все контракты, связанные с капитальными вложениями? И кто может объяснить, по каким правилам государственные капвложения осуществлялись до сих пор? Если мне не изменяет память, в Бюджетном кодексе и прочих законодательных и нормативных актах такой порядок закреплен давно и прочно. Тогда о чем речь?
Есть еще один аспект президентских наказов, который никак нельзя обойти вниманием. Разговор о накопительной части пенсии. В послании дословно сказано следующее: в основу дальнейших действий в пенсионной сфере должно быть положено «формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан».
Теряюсь в догадках, пытаясь понять, что хотел сказать Путин. Предложу на выбор несколько вариантов перевода. Первый: накопительную часть, входящую в ЕСН, отменят, перенаправив взносы в страховую часть, зато будут стимулировать добровольные отчисления организаций и граждан с использованием налоговых льгот. Второй: обязательную накопительную часть оставят в неизменном виде, а граждан будут заинтересовывать в добровольных пенсионных накоплениях путем предоставления налоговых вычетов. Третий: отчисления на накопительную часть ЕСН увеличат («механизм укрепления» помните?), а граждан, один черт, будут стимулировать различными преференциями. Есть еще четвертый и пятый варианты.
И в конце о налогах. Как ни крути, налоги составляют основу федерального бюджета. Путин не мог не воспользоваться популистской возможностью лишний раз выказать заботу о простых налогоплательщиках.
«Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость».
Совершенно непонятно, каков механизм замещения выпадающих при снижении налогообложения доходов. У нас кроме нефти с газом что-то еще реализуется? Производство массово развалилось, сельское хозяйство задушено сильным рублем и отсутствием хоть какого-то протекционистского внимания со стороны государства, шмотки и бытовая техника сплошь импортные, услуги оказываются «в черную», доля теневой экономики как составляла половину национального хозяйства, так и не думает снижаться. Или нефтегазовая отрасль решила отказаться от оффшорных схем, которые в свое время были предъявлены Ходорковскому, а теперь используются всеми подряд? Обратите внимание, снова речь заходит о возврате НДС, поступления от которого составляют порядка трети бюджета.
«Преобразования в сфере налогообложения фонда оплаты труда должны осуществляться в увязке с реформой системы социального и пенсионного страхования. Необходимо проанализировать в том числе возможности дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного и медицинского страхования».
И опять неясен путь, по которому должны пойти преемник с будущим правительством. Если смотреть непредвзято на этот посыл, то из него следует, что ЕСН будет увеличиваться, а не снижаться. По-другому при существующей системе сокрытия доходов социальное и пенсионное страхование не вытащить. Отрадно, что в этой проблеме могут быть сделаны какие-то реальные шаги, например, увеличение налоговых вычетов за добровольные взносы на пенсионное и медицинское страхование, а также отмена налога на доходы физических ли при получении накопленной пенсии. Загляните в Налоговый кодекс — такая мера там есть до сих пор.
Впрочем, Путин об этом косвенно говорит: «Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, возможно — в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране». Может, за двоих-троих детей будут брать подоходный в меньшем размере, а может, введут налог на бездетность. Опять непонятно.
В очередной раз не забыта жилая недвижимость граждан. Сначала из местных бюджетов изъяли большую часть налогов, а потом задумались, на какие шиши муниципалитеты будут выполнять обязанности по поддержанию достойного социального уровня жизни местного населения. «Необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне». Так что введение рыночного порядка исчисления налоговой базы при оплате налога на наши квартиры и дома не за горами. Хорошо, хоть о малообеспеченных вспомнили. Посмотрим, что предложат.
Эпитафия
После такого обилия наказов, а мы рассмотрели далеко не все, будущему преемнику остается разве что произнести «Все, что смогу!». Нам же остается поблагодарить Владимира Владимировича за неукоснительное соблюдение Конституции и задуматься о тех проблемах, которые он нам оставляет. О снижении численности населения, об углубляющемся расслоении на богатых и бедных, об ухудшении пенсионного и медицинского обеспечения, о толпах беспризорников, о спивающейся и травящейся нации, о выродившихся правоохранительной и судебной системах, о коррупции и воровстве, о загнившем производстве и сельском хозяйстве, об отложенной инфляции, да много о чем. Но самое главное — о неизбежном, к сожалению, снижении нефтяных цен, которое похоронит фальшивую путинскую стабильность.
Когда это случится, народ взмолится: «Путин, вернись, отец родной!»
А оно ему надо?