АПН: Вы провели социологическое исследование по русскому вопросу. Видят ли граждане России разницу между русскими и россиянами?
Александр Музафаров, руководитель отдела социально-политических исследований компании "Башкирова и партнёры":
Я бы сказал так — практически не видят. Подавляющее большинство граждан России (более 90%) считают себя русскими людьми, (в это число входят и те, кто не является русским по национальности) и в то же время две трети из них считают наиболее подходящим обращением к гражданам РФ - "Россияне".
АПН: Получается, что две эти идентичности практически слились в общественном сознании?
Александр Музафаров:
Можно и так сказать. С моей точки зрения, слово "россиянин" сейчас воспринимается как синоним понятия "гражданин РФ", чему служит как переходный характер этого слова, так и отчасти традиции русского языка. Сам термин "россияне" вошел в политический оборот в начале 90-х годов ХХ века и был с одной стороны, заменой лжеэтнонима "советский", а с другой стороны - должен был отделить жителей именно РСФСР от жителей других бывших республик СССР в том числе и русских по национальности.
Исторически же слово "россияне" пришло к нам из высокого штиля поэзии XVIII века (вспомним раннего Пушкина - "О громкий век военных споров, свидетель славы россиян!") где это слово использовалось как возвышенное, торжественное для обозначения русских подданных. Возвращение слова "россияне" в политический лексикон отчасти вернуло, возродило и это его значение.
АПН: Значит ли это, что Россия готова, грубо говоря, к появлению "политической нации", нации, объединенной общими ценностями по принципу гражданства?
Александр Музафаров:
Если говорить строго формально, то - да. Однако, надо учесть, что в реальности мы имеем дело с последствиям национальной политики большевизма, которая во многом носила антирусский характер и была направлена на размытие русской самоидентификации в едином "советском" народе. Поэтому гражданство и место жительства - это не принципы объединения, а остатки традиционной самоидентификации. Отметим, что хотя эти признаки являются наиболее распространенными, наряду с ними большую роль играют такие признаки как происхождение и религия. Поэтому если не выдавать желаемое за действительное ответ на вопрос будет скорее отрицательный.
АПН: По вашему мнению, что происходит с общественным сознанием? В какую сторону оно изменяется? В сторону этнического национализма? Или же происходит более сложный процесс?
Александр Музафаров:
Происходят более сложные процессы. С одной стороны, под влиянием глобализации идет постепенное размытие национальной самоидентификации в пользу ощущения себя "гражданином мира", с другой - та же глобализация вызывает и контрреакцию в виде повышения интереса к познанию и сохранению собственной национальной идентичности. При этом наряду с традиционным пониманием русской идентичности появляются и новые варианты в рамках либеральной и националистической парадигм - грубо говоря, некоторые предпочитают не возрождать традиционную национальную идентичность, а создавать ее заново на основе собственных и заимствованных идеологических установок.