Назначив «Справедливую Россию» Сергея Миронова второй любимой женой, Владимир Путин изрядно запутал провинциальных блюстителей своего гарема. Евнухи избирательных комиссий и областных администраций в глубокой прострации. Ну не учили их, что делать, когда президент велит новую фаворитку не трогать, а состоящий в «Единой России» губернатор напротив, требует драть за волосья не жалеючи! Кого ни послушайся, всяк, крайним можешь оказаться и в три секунды с теплого местечка слететь! Хуже всего приходится гаремной братии в Питере. Здесь мироновская партия влиятельнее, чем в любом другом регионе, многочисленные «медведи» разбиты на несколько конкурирующих кланов, а губернатор Валентина Матвиенко свято блюдет свою беспартийную девственность. Вот и закручиваются на невских берегах такие интриги, что мадридский и бургундский дворы зеленеют от зависти!
«Яблоко» раздора
Один скандал, закрутившийся вокруг «Яблока», чего стоит! Поначалу все определяющие результат выборов лица решили: «яблочной» либо «яблочно-СПСовской» фракции в Законодательном Собрании быть! Раз сам президент сделал свою историческую родину всероссийской гостиной для приема европейских друзей, то. Войдя туда, они должны чувствовать себя как дома. И если домашний уют для добропорядочного парижанина или берлинца немыслим без бухтящей в парламенте оппозиции, то гостеприимные хозяева просто обязаны доставить им столь невинную радость. Тем более, радость по всем опросам должна была составлять не более 5–7 депутатов, и никакого ущерба бизнес-проектам властей нанести не могла.
Но едва дело дошло до персонального подбора состава грядущей демократической фракции, начался скандал. Валентина Матвиенко категорически отказалась видеть среди депутатов лидера питерских «фруктов» Максима Резника и включенного в список беспартийного державного патриота, бывшего ведущего «600 секунд» Сергея Гуляева. Постоянные нападки обоих на личность хозяйки Смольного и совместные акции с нацболами сделали Гуляева с Резником персонами нон-грата.
В «Яблоке» пытались маневрировать. Резник перестал дружить с лимоновцами. Еще раньше Гуляева демонстративно не включили в первую тройку партийного списка, и его шансы на победу свелись к нулю. Но градоначальница была неумолима, и на партию посыпался щедрый урожай начальственных оплеух.
Первый удар последовал от недавних партнеров из Союза Правых сил. Осенью прошлого года «Яблоко» заключило с СПС джентльменское соглашение о разделе регионов. Явлинцы обещали не выдвигать список в Перми, а правые в ответ уступали им Петербург. Но посетивший Смольный лидер СПС Никита Белых о чем-то пошептался с Валентиной Ивановной, и все джентльменство «правых» как ветром сдуло. Получив за счет отсутствия «яблочного» списка 16% в Перми, они неожиданно заявили, что никто ни с кем, ни о чем не договаривался. Тут же, в закромах СПС обнаружились 90 миллионов рублей, столь необходимых для внесения избирательного залога. Список Белых немедленно зарегистрировали, и «Яблоко», вроде бы с гарантией проходящее 7-процентный барьер, оказались на грани пролета.
Для гарантии в дело вступила безотказная городская избирательная комиссия, немедленно обнаружившая в списке Резника 13% фальшивых подписей при норме в 10%. «Фрукты» с гарантией лишались парламентского представительства, а их заклятые правые друзья получали вакантные кресла оппозиции ее превосходительства.
«Медведей» такой расклад категорически не устраивал. Им список «Яблока» был необходим для использования против конкурентки на звание кремлевской фаворитки - «Справедливой России». В отличие от прочих регионов, питерские мироновцы включили в список ряд условно демократических кандидатов. Бывший министр труда экс-«яблочница» Оксана Дмитриева и прошедший на прошлых выборах при поддержке «Яблока» борец за сохранность исторического центра города депутат Алексей Ковалев привлекали на сторону «эсеров» изрядную долю недобитых либеральных интеллигентов. «Медведи» же предпочли видеть эту еще многочисленную в Питере прослойку голосующей за список Резника. Такой расклад с гарантией проваливал СПС, одновременно урезая представительство мироновцев, чего «медведям» и надо.
Неудивительно, что еще до начала избирательной кампании по городу поползли слухи насчет изрядной организационно-финансовой помощи, оказанной «партии власти» ее непримиримым критикам. А когда избирком все же снял неугодный губернаторше список — обер-топтыгин всея Питера, спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов лично вписался за обиженных. «Медведи» надавили на все возможные рычаги, и сейчас претензии сократились до 36 спорных подписей. Только что суд отказался восстановить «яблочному» список, но есть еще шанс на кассацию и если дело выгорит - депутатские корочки Резнику и К° обеспечены в увеличенном количестве. Ибо страдальцев наш жалостливый народ традиционно любит.
Случись такое, парламентских корреспондентов ждут увлекательные дебаты в зале заседаний и еще более занимательные сговоры в кулуарах. Ведь строго по всем европейским канонам и «Едро», и «Яблоко» являются правящими партиями, а главный борец с монополиями «фрукт» Игорь Артемьев такой же полноправный член кабинета министров, как и верховный спасатель Сергей Шойгу.
«Медведи» против «медведей»?
Лидер городского СПС Станислав Еремеев давний деловой партнер вице-губернатора Юрия Молчанова, который одновременно весьма близок Миронову. В бурные 90-е Миронов, Молчанов и Еремеев вместе создавали ОАО «Возрождение Санкт-Петербурга» и благодаря близости к Путину смогли взять под себя немало выгодных строек. В случае успешного выступления «Справедливой России» в ЗакСе возникал неформальный блок «СР» - СПС. Имея достаточно ресурсов на подкуп коммунистов и независимых, такая коалиция могла реально оспорить монополию «медведей» на власть, заставив делиться.
Подобная угроза выглядела куда реальней безобидного ворчания малочисленных «яблок» и «справедливцев» начали мочить всерьез. По городу вмиг разлетелись многосоттысячные тиражи газет «Петербургский дневник» и «Петербургская тема» с разнообразнейшими поношениями в адрес «эсеров». Бодрые социологи как по заказу организовали опрос, согласно которому рейтинг Совета Федерации у россиян упал много ниже плинтуса и верхней палате как воздух нужны реформы. Сверх всего «Едро» обнаружило в рядах «справедливцев» своего бывшего партайгеноссе, не успевшего сдать партбилет и немедленно потребовала лишить регистрации весь список.
Чем ответят бывшие борцы за сохранение поголовья выхухоли пока неясно. Есть мнение, что недавно вышедший фальшивый «Петербургский дневник» с нападками на «медведи» их рук дело, но содержание номера делают эту версию почти невероятной. Ни один уважающий себя заказчик «чернухи» не будет ставить в нее рекламу своего кандидата, словно расписываясь в своей причастности к заказу. Между тем на последней странице лже-дневника гордо красуется мелодраматическая заметка о третьем номере «эсеровского» списка фигуристе Евгении Плющенко, которому мерзкие «единороссы», якобы разбили семью.
Не менее странно смотрится и передовая статья номера с нападками на сына губернатора. К выборам он отношения не имеет ни малейшего, а портить настроение Валентине Ивановне «эсерам» нет ни малейшего резона. Матвиенко явно больше симпатизирует «медведям», но отказалась возглавить их список, согласившись лишь сфотографироваться с Тюльпановым для предвыборного плаката. И ради одной фотографии, «выхухоли» решили смертельно оскорбить градоначальницу, сделав ее своим врагом до конца дней?
Невольно возникает крамольная мысль: а не заказали ли фальшивку сами «медведи»? Написали миллионный тираж, реально выпустили десять тысяч, распространили едва половину, оставили след конкурентов и теперь с чистой совестью поднимают вселенский хай об их зловредности, а заодно стравливают с губернатором? Не зря в первый же день появления лже-дневника, пошла информация, что его распространители одновременно раздавали народу агитки мироновцев.
Возможно, чернушный листок был предназначен и для решения внутренних проблем питерской берлоги. Не секрет, что там существует несколько группировок, среди которых приближенный к газпромовским ульям клан Тюльпанова лишь самый крупный. На прошлых выборах Вадиму Альбертовичу даже не удалось обеспечить партийную поддержку своей увесистой персоне, и он был вынужден прорываться в парламент, как независимый. Перед нынешней избирательной компанией, топтыгины едва не передрались, составляя предвыборный список, откуда вылетело несколько видных функционеров, включая тюльпановского брата...
Между тем персонажами лже-дневника, кроме Матвиенко-младшего оказались исключительно Тюльпанов и сторонники его клана. Это наводит на мысль, что, нанося удар по мироновским, заказчики решили заодно пощипать шерсть у товарищей по партии.
Не трожь моего повелителя!
Самая характерная черта нынешних выборов – свержесткая борьба конкурирующих за электорат соседей по политическому спектру, при лояльном отношении на окучивающих другие группы избирателей конкурентам. Если «Едро» насмерть сцепилось с «Эсерами», то те, отбиваясь, одновременно пытаются сбить с трассы «Патриотов России» розового олигарха Геннадия Семигина. Поделив остатки петербургской «Родины» мироновцы и семигинцы претендуют на ее сторонников, и пока успех на стороне «патриотов». Их поддержали бывший лидер «Родины» Дмитрий Рогозин и главы петербургского отделения Юрий Савельев, тогда как за «справедливцев» агитирует лишь вожак родинской молодежки Сергей Шаргунов.
Слева главными конкурентами «патриотов» стали зюгановцы. От них на тучные семигинские поля ушел бывший персек горкома КПРФ Олег Корякин, депутат ЗакСа Станислав Житков и пара бывших секретарей райкома с частью актива. Сцепившись с бывшими партайгеноссе за пролетарские окраины Питера коммунисты вступили в негласный альянс с мироновцами. Когда «Справедливая Россия» попыталась завалить список «патриотов» обвинив их в фальсификации подписей, КПРФ немедленно поддержала ее претензии. Одновременно недавних соратников объявили филиалом «партии власти», что чистая правда. Все нынешние городские депутаты от «патриотов», голосуют точно также как и «медведи», «эсеры» и жириновцы. Любое предложение Смольного встречается ими дружным «Ку!» с троекратным приседанием и здравицами в честь Валентины-свет-Ивановны.
Когда коммунисты миллионным тиражом донесли до избирателей эту нехитрую истину их «патриотические» конкуренты немедленно нанесли ответный удар. Снятый за изобилие фальшивых подписей, список Социалистической Единой партии России неожиданно восстановился через суд, и теперь создает зюгановцам дополнительную головную боль. В Питере от ее имени партии идет группа кандидатов, исключенных из КПРФ и с той поры не устающих критиковать родную партию за соглашательство. Что тоже отчасти верно.
Недаром из недр горкома партии всплыла аналитическая записка приписываемая группе политтехнологов, прибывших в Петербург от ЦК КПРФ. В записке предлагается отказаться от «персонифицированной критики в адрес губернатора региона В. Матвиенко и городской администрации, а также в адрес городского руководства «Единой России» и представителей общегородской тройки партийного списка» и вообще придерживаться «квазиоппозиционной тактики». То есть, изображая из себя непримиримую оппозицию, на деле лишь притворяться ею.
Судя по газете зюгановцев, где персональные обличения первых лиц города и страны отсутствуют начисто, а перед градоначальницей даже недвусмысленно заискивают – советы пиарщиков приняты к исполнению. Коммунисты даже не отказались подхалтурить штрейкбрехерами, назначив свой митинг против жилищно-коммунальной реформы, точно на тот же день и час, что заявленный каспаровцами и нацболами «Марш несогласных». Чтобы краснознаменные пенсионеры туда с гарантией не сунулись, а смиренно просили добрую губернаторшу обуздать злобных жилкомхозовских бюрократов.
При таком отношении к делу, участницы битвы за право первой отдастся повелителю, должны слезно благодарить родную Думу столь предусмотрительно отменившем минимальную явку. Кому охота участвовать в спектакле, где губернатор и главный «медведь» вырывают друг у друга «Яблоко», прокремлевские партии грызутся между собой и дружески перемигиваются с непримиримой оппозицией, а та втихаря планирует, как повыгоднее лечь под антинародный режим.